«Ребенок в пространстве» (подготовка детей к обучению письму посредством развития пространственных представлений)
Выполнила учитель – логопед
высшей квл. категории
Минакова И.М.
- Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом.
Тест «Сложная фигура» А. Рей – Остерриц цель: позволяет оценить развитие восприятия, пространственных представлений, координации рука – глаз, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий
- «Письмо – это не простой двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры»
№
Составляющее звено
1
Зрительный образ буквы
2
Функциональное значение в процессе письма
Анализ элементов, включенных в букву, различение написанных и напечатанных букв
3
Зона мозга
Зрительно – пространственный образ буквы
Исполнение написания
Нейропсихологический фактор
Затылочные отделы
Различение букв, имеющих сходную конструкцию, пространственные детали, положение буквы в зеркальном пространстве
перцептивный
1 схема движения, соответствующая образу буквы;
Теменно – височно –затылочная область
1Теменная область;
2 тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому, от одной буквы к другой
пространственный
2 задне – лобная (премоторная ) область
1Кинестетический;
2 кинетический
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТА ПИСЬМА
4
5
Инициация написания
6
Постановка целей. Выбор программы сочетаний букв и слов, понимание смысла написанного, расстановка знаков препинания
Соотнесение буквы и звука через проговаривание
Лобные отделы
Восприятие звуков речи
Различение сходных по артикуляции звуков, а так же дифференциация звуков в сложных сочетаниях согласных
Различение звуков сходных по звучанию, но с различным написанием, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, написанные с мягким знаком
Фактор произвольной регуляции
Теменная зона
Верхне – височная зона
кинестетический
фонематический
- ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТА ПИСЬМА
7
Слухоречевая память
8
Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь
Стабильность написания
Широкая височная зона
Равномерность темпа письма, сохранение размеров букв по всей длине строки, соразмерность интервалов
Модально - специфический
Глубинные структуры
нейродинамический
Письменная речь китайцев и евреев
Исследования (Лурия А.Р.) доказывают, что различные нарушения навыка письма напрямую зависят от поражения конкретных участков коры головного мозга.
ВИСОЧНЫЕ области
Левого полушария головного мозга ( у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании
Затылочная область
Связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям
ТЕМЕННАЯ область
Является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц ( и. следовательно, позволяющие оценить положение тела). Она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как они могут быть осуществлены только в тех случаях, когда находятся под контролем поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.
ПРЕМОТОРНАЯ область коры
Связано соблюдение нужной последовательности букв
ЛОБНЫЕ доли
Моторный центр речи – сохраняют замысел при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательности изложения.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
- Исследователи относят пространственные представления к БАЗИСУ , над которым надстраивается вся совокупность Высших Психических Процессов.
- Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Любые нарушения пространственных представлений затрудняют формирование ВПФ и препятствуют ходу нормального развития ребенка в целом.
Пространственные представления активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правое и левое полушарие вносят свой специфический функциональный вклад. Ответственными за выполнение движений в пространстве являются ТЕМЕННЫЕ и ТЕМЕННО - ЗАТЫЛОЧНЫЕ зоны коры, а так же совместная деятельность СЛУХОВОГО, ВЕСТИБУЛЯРНОГО и ПРОСТРАНСТВЕННОГО анализаторов.
- Ориентирование человека в пространстве формируется на основе восприятия собственного тела, которое складывается из сочетания пространственно – тактильной чувствительности, мышечно – суставных и внутренних ощущений. Это комплексное восприятие человеком собственного тела носит название «СХЕМА ТЕЛА» (Б.Г.Ананьев)
- Пространственные представления у человека развиваются последовательно:
Уровень 1
Наличие чувствительности.
Уровень 2
Проприоцептивная система человека. «Темное мышечное чувство» по Сеченову И.М.
Первый уровень по Семаго Н.Я.,
Соматогнозис. Познание пространства, существующего в пределах собственного тела, взаимодействие с окружающим миром на основе собственного двигательного опыта.
Семаго М.М.
Пространственные представления о собственном теле.
1 подуровень
1 подуровень – ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (НАПРЯЖЕНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ)
Метрические и топологические представления. Познание пространства, ограниченного взаимодействием с каким – либо объектом, находящимся в определенных отношениях с телом. Оценка расстояний, пропорций.
Нарушение этих представлений – это ДИЗМЕТРИЯ (в 8 -9 лет могут быть, но это еще нор ма)
2 подуровень – ощущения от «внутреннего мира» тела (голод, сытость )
Уровень 3
2 подуровень
Уровень 4
Координатные представления; появление ощущений «вверху – внизу»; «спереди – сзади»; «слева – справа». Дефекты координатных представлений – неправильное расположение объекта и его деталей в пространстве.
Уровень 5
3 подуровень
Структурно – топологические представления. Восприятие принципиальной схемы пространственного строения предмета, его частей.
3 подуровень – ощущения, идущие от взаимодействия тела с внешним пространством (сырость – сухость; тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, от складок пеленок), а так же от взаимодействия со взрослыми
Второй уровень
пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела
Уровень 6
Проекционные представления; появление вербального обозначения пространства, позволяющего ориентироваться в абстрактном плане (на бумаге) В норме – к 10 годам формируется. Трудности осмысления трехмерности объекта.
Уровень 7
Стратегия оптико – пространственной деятельности. К 12 годам формируется.
1подуровень
А) ДЕДУКТИВНАЯ (последовательное продвижение от одного края поля к другому;
Топологические представления (о расположении предмета в пространстве)
2 подуровень
Б)ХАОТИЧНАЯ (без ясной последовательности действий )
Координатные представления (верх – низ)
3 подуровень
по Семаго
Метрические представления
Представления о пространственных взаимоотношениях между несколькими предметами
Третий уровень
Вербализация пространственных представлений (соотносится с законом развития движений в онтогенезе)
Четвертый уровень
Лингвистические представления (формируется как речевая деятельность, являясь и одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка)
.
- СОМАТОГНОЗИС, МЕТРИЧЕСКИЕ и СТРУКТУРНО – ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ параметры актуализируются ПРАВЫМ полушарием; КООРДИНАТНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ представления, СТРАТЕГИЯ формируются в процессе становления парного взаимодействия полушарий.
- Все уровни формируются в онтогенезе постепенно. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие, поэтому несформированность одного уровня оказывает влияние на становление последующих уровней и на функционирование всей системы в целом.
Одним из факторов, влияющим на развитие восприятия пространства является РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА ребенка в освоении окружающего мира и многообразной предметной деятельности в пространстве.
Тесные взаимосвязи:
- Между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности;
- Между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью;
- Между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности дошкольника
Рисунок «Дерево. Дом. Человек»; по образцу соедини точки, чтобы фигурка получилась (тестирование ребенка) с ТНР
Тестирование перед школой «фигура человека», «копирование текста» А. Керна, И. Ирасека
На протяжении моей работы в ДОУ самой актуальной является преодоление ТНР. Формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией.
Единая коррекционно-развивающая среда
- Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевой группе ДОУ
- Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Логопед
Физ. руководитель
Ребенок
Воспитатели
Родители
Сверстники
Муз. руководитель
Возраст
Ориентировка в собственной схеме тела
Ср. группа
Обучение определению левой и правой рук, левой и правой ног
специалисты
Физрук;
Ориентировка в окружающем пространстве
специалисты
Обучение определению местоположения предметов; закрепление в пассиве наречий
Муз.
Восприятие пространственных отношений между предметами
Физрук;
Рук –ль;
Муз.
специалисты
Обучение пониманию отношений между предметами (в, на, у, за, с)в активе
Воспит – ль; логопед
Физрук;
Ориентировка на плоскости
Рук –ль;
Муз.
специалисты
Обучение определению верхнего, нижнего, правого, левого углов;формировать умение соединять прямой точки на плоскости
Воспит – ль; логопед
Воспитатель; логопед
Рук –ль;
Воспит – ль; логопед
Старшая группа
Совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела
Физрук; музыкант; воспитатель; логопед
Совершенствование умения определять и словесно обозначать местоположение предметов(вверху, внизу, слева, справа, сзади, впереди)определять направление от себя; ориентировка по схеме в группе и на участке; формирование умения определять правую и левую сторону у собеседника, на картинке
Физрук, воспитатель ,логопед
Совершенствовать умение понимать и обозначать словесно пространственные отношения между предметами, их изображениями, выраженными простыми предлогами(над, под, перед, за, с, на, в, у)
Физрук; музыкант; воспитатель; логопед
Формирование умения определять верхний правый, нижний левый углы на плоскости; развивать умение размещать предметы по словесной инструкции; развитие способности удерживать в памяти пространственное расположение предметов
Воспитатель; логопед
Подготовительная группа
Закрепление умений определять левые и правые части собственного тела; обучение выполнению заданий типа показать правой рукой левое ухо; левой рукой - правое колено
Воспитатель; физрук; логопед
Закрепление полученных навыков ориентировки в окружающем пространстве; формирование умения создавать простейшие чертежи, планы, схемы
Воспитатель; физрук; логопед
Совершенствование умения понимать и практически употреблять простые и сложные предлоги («из – за», «между», «через», «из – под», «около», «возле»)
Воспитатель; физрук; логопед
Закрепление полученных навыков ориентировки на плоскости; обогащение экспрессивной речи прилагательными и наречиями «ниже», «выше», «правее», «левый» и т.д.
Логопед, воспитатель
Развитие ориентировки в пространстве в ДОУ
На физкультурных занятиях
Методика «Корабли» Венгер; игра «Танграм»
Привлечение родителей (родительские собрания; тренинги; мастер – классы)
Привлечение родителей (совместные спортивные праздники)
« Формирование школьно – значимых функций» (тренинг для родителей и будущих первоклассников)
Тренинг для родителей и будущих первоклассников «Год до школы»
. В условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР коррекционные мероприятия вплетаются в процесс организации жизнедеятельности детей.
Графические диктанты, узоры по клеточкам; копирование
Формируя и развивая пространственно – аналитическую деятельность дошкольников с ТНР в процессе специально организованных коррекционно –развивающих занятий удается подготовить детей к такому сложному виду деятельности, как письмо.