Русская архитектура в XVIII веке
- В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.
- С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.
Три временных периода
Развитие архитектуры России XVIII века можно условно разделить на три временных периода, на каждый из которых приходится развитие того или иного направления, а именно:
Первая треть XVIII века.
Середина XVIII века.
Конец XVIII века.
Основные особенности развития архитектуры XVIII века в России
- Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.
- Западные и российские традиции, Новое время и Средневековье удачно сочетаются в архитектуре.
- Появляются новые города, рождаются памятники архитектуры, которые сегодня относятся к историческому и культурному наследию России.
- Санкт-Петербург становится главным центром строительства: построены дворцы с фасадами и парадными сооружениями, созданы дворцово-парковые ансамбли.
Основные особенности развития архитектуры XVIII века в России
- Возведению объектов гражданской архитектуры уделялось особое внимание: театры, заводы, верфи, коллегии, здания общественного и промышленного назначения.
- Происходит начало перехода к плановой застройке городов.
- В Россию приглашаются зарубежные мастера: итальянские, немецкие, французские, голландские.
- Во второй половине XVIII века дворцово-парковые постройки становятся достопримечательностью не только столичных, но и губернских и уездных городов
Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.
Зимний дворец
Зимний дворец А. И. в С-П Начало строительства в 1732. Растрелли впервые создавал столь крупное каменное сооружение: в нём насчитывалось четыреста шестьдесят залов и комнат. Зимний дворец должен был стать новой резиденцией императрицы и самым значительным сооружением Петербурга. - Он возводился трёхэтажным, выше всех зданий, стоявших на набережной Невы.
Смольный собор
Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Здание заложено в 1717 году.
Большой Петергофский дворец
Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
Павильон "Эрмитаж" в Екатерининском парке Царского села
Василий Иванович Баженов
Василий Баженов считается одним из
основоположников русского
классицизма. Он изучал архитектуру
в Париже и Риме, ему предлагал работу
Людовик XV, а в Италии архитектору
пожаловали членство в Академии
Святого Луки — крупном объединении
художников. Однако на родине проекты
Баженова постоянно отклоняли, а его
работу передавали другим мастерам.
Его прозвали «бумажным
архитектором», потому что
большинство его проектов так и
остались невыполненными.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицино
Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень.
Фигурный мост в Царицино
Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицино
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой.
Дом Пашкова в Москве
Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы — Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге
Матвей Федорович Казаков
Матвей Казаков — один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.
Сенатский дворец в Москве
Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году. Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. -
Здание Московского университета на Моховой
Старый корпус Московского государственного университета Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.
Дом Благородного собрания в Москве
Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы. Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. В ХХ веке был надстроен третий этаж.
Голицынская больница
Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем. Здание больницы является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.
Петровский путевой дворец в Москве
Строительство Петровского дворца посвятили в память о завершении Русско-турецкой войны 1768 — 1774 годов. Он возводился как резиденция, в которой могли отдохнуть царственные и знатные особы перед въездом в Москву после изнурительного переезда из Петербурга. Строение представляет собой каменный узорчатый бело-красный дворец, с минаретами и башнями, который окружен крепостными зубчатыми стенами.
Иван Егорович Старов
Архитектор Иван Старов — знаменитый отечественный зодчий, занимавшийся строительством и проектированием различных зданий. Он работал на территории Санкт-Петербурга и одноименной губернии, в Екатеринославе и Херсоне. Всего его произведения выполнены в стиле классицизма
Усадьба Никольское - Гагарино
Усадьба в Никольском-Гагарине создана в 1774—1776 годах
по проекту И. Е. Старова