МОУ
«Специализированная школа № 115 города Донецка»
РУССКИЙ ЯЗЫК ПАДЕЖИ
СОСТАВИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПАТРИКАЦ МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? И ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
А я – падеж Родительный ,
Характер мой – общительный,
КОГО? ЧЕГО? – И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И «С», и «ДО», и «У», и «ИЗ» –
«ДО» неба вверх и «С» неба вниз.
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
КОГО? позвать, во ЧТО? играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – ЧЕМ?
Творите С КЕМ?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «ПЕРЕД», «ПОД» и «НАД»
В любой момент я очень рад.
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
А я падеж Предложный .
Со мною – случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ?, О ЧЁМ? я говорил?
Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги.
Пусть будет «В», и «О», и «ПРИ» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПАДЕЖИ
ВСТАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «МОРЕ». ОПРЕДЕЛИТЕ ПАДЕЖ.
- Вот пошёл он к синему …….. .
- Отпусти ты, старче, меня в ……… .
- Снова князь у …….. ходит, с синя ……… глаз не сводит.
- За ……. житьё не худо.
- Ветер на …….. гуляет.
Вставь окончания, определи падеж.
СКЛОНЕНИЕ
1 склонение
2 склонение
Сущ-ные женского рода
3 склонение
с окончаниями а, я
Сущ-ные мужского рода с нулевым окончанием
Сущ-ные
(берез а, вишн я)
(конь, день, пол, снег, канал, дневник)
мужского рода
Сущ-ные среднего рода с окончаниями о, е, е
Сущ-ные женского рода с нулевым окончанием
(мышь, ночь, рожь, ель, смелость)
с окончаниями а, я
( мор е , стекл о , ружь е)
(дяд я, пап а , юнош а , дедушк а , зайк а , мишк а)
Учитесь с улыбкой , шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь веселой науки и радостных глаз .
Учитесь без скуки . Вперёд! В добрый час !
Распредели существительные по родам:
Корабль, бревно, покрывало, сундучок, костюм, пыльца, сабля.
Обозначьте падежи имен существительных.
Уважать труд
рад успеху
рисовал карандашом
рос на окошке
выучил таблицу
ЗАПОМНИ:
Вставь буквы. Найди основу предложения. Определи падеж выделенных имен существительных.
Посыпался с деревьев серебристый снег .
Белый ковер покрыл холодную землю .
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж .
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.
Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.
Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.
Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.
Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках.
Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.
Гордиться пап…(_____), идти к рощ… (_____), растёт на опушк… (_____), подлетел к берёзк…(_____), застучал клюв…(_____), расхаживали по пашн…(_____), увидеть мост (_____), отбежать от осинк… (_____)
Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________
Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
Почти каждая _________начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в _______Начало _________называется истоком. То место, где__________ впадает в море, озеро или другую _________, называется устьем.
Просклоняйте имена существительные СОЛНЦЕ, ДОРОГА .
Составьте предложение.
Укажите падеж имени существительного.
В скобках укажи падеж.
появился (на чём?) на ветках ( )
на ветках (чего?) березы ( )
покрывают (что?) землю ( )
украсились (чем?) инеем ( )
летит (на что?) на землю ( )
летит (с чего?) с ветки ( )
бежал (по чему?) по снегу ( )
Выдели окончания, определи падеж
Вход на перрон, полежать на песочке,
побежал по привычке, надстройка
над домом, приехали пожарники,
огорчил подругу, вылез из ящичка.
Составьте и запишите верно 2 предложения.
У имён существительных определи падеж.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве
Горожане, рекой, гордятся, Невой
Просклоняй имена существительные .
И. п. кто? белка
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
Выдели окончания и определи падеж существительных.
Река ( __п.) Калиновка протекает через деревню Калиново. Около реки ( __п.) пасутся гуси. В реке ( __п.) водятся караси и щуки.
Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.
Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….
Определи у существительных род, ,число, падеж.
Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..
По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.
Выглядывает из коробк…(_____), живём в деревн…(____), салат из редиск…(____), растёт в ящик…(_____), подготовился к работ…(_____), блеснули на неб… ( ____), покачивала головк…(_____), люблю клубнику (_____).
Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.
- появился (на чём?) на ветках ( )
- на ветках (чего?) березы ( )
- покрывают (что?) землю ( )
- украсились (чем?) инеем ( )
- летит (на что?) на землю ( )
- летит (с чего?) с ветки ( )
- бежал (по чему?) по снегу ( )
Определи падеж имён существительных:
Уходила за кормом ( ), сидел на пеньке ( ), собирают сок ( ), боится медведя ( ), сорвал шишку ( ), грелся на солнышке ( ), выкопать из земли ( ), поскакал к сторожке ( ), блеснули на небе ( ), покачивала головой ( ), люблю клубнику ( ), жила над кустом ( ), шли от колодца ( ), плывут по морю ( ).
Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).
Вставь, где нужно, букву в окончании существительного, определи падеж.
Кружились в воздух…(____), сделал из бумажк…(____), остался без клюшк…(____), стоял около аптек… (_____), сделал из щепк…(_____), лежат в книг…(_____), направился к остановк…(_____), ел без вилк… (_____).
Определи падеж имён существительных.
Умный пес(...), поджег траву(...), нарвала зелени (...), красивого вида
( ...), уронил вазу(...), нового платья(...), цветная фотография(...), светлым днем(...), доброго утра(...), в клетке(...) попугай(...), подоил корову(...), медаль (...) дедушки(...), звонкое пение(...), учебное пособие(...), синего карандаша(...), красногрудый снегирь(...), горжусь сыном(...), иду с другом(...).
Определи падеж существительных.
Весна, по утрам по улице, к солнцу, в лучах, в саду, по дороге, за печкой, по стволам.
На поляне, кучка земли, с деревьев, на землю, человека, в ночь, мальчику¸ под столом, в книге, на диване.
Под деревьями, заяц, по снегу, за мышкой, на поле, в сарае, жизнь, в деревне, на полу, с мамой.