СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для урока в 7 классе на тему "Систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие". Конспект урока смотрите ниже.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие"»

Систематизация  и обобщение изученного  по теме «Деепричастие» 7 класс

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

7 класс

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Лодорский водопад

Составьте «паспорт» деепричастия 1. ______________________ - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос ____________________, 2. зависит от __________________________, 3. образовалось от глагола _________________ ______________вида с помощью суффикса ______________, 4. с наречием сходно тем, что ________________________________, 5. в предложении является ________________________________.

Составьте «паспорт» деепричастия

1. ______________________ - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос ____________________,

2. зависит от __________________________,

3. образовалось от глагола _________________ ______________вида с помощью суффикса ______________,

4. с наречием сходно тем, что ________________________________,

5. в предложении является ________________________________.

Проверка «паспорта» 1. Кипя - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос что делая?, 2. зависит от глагола-сказуемого  падают , 3. образовалось от глагола кипеть  несовершенного вида с помощью суффикса Я , 4. с наречием сходно тем, что не изменяется , 5. в предложении является обстоятельством .

Проверка «паспорта»

1. Кипя - это деепричастие, т.к. отвечает на вопрос что делая?,

2. зависит от глагола-сказуемого падают ,

3. образовалось от глагола кипеть несовершенного вида с помощью суффикса Я ,

4. с наречием сходно тем, что не изменяется ,

5. в предложении является обстоятельством .

К.Д. Ушинский  «...эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».

К.Д. Ушинский

«...эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».

Выпишите из представленных фразеологизмов те, в состав которых входят деепричастия. Объясните их лексическое значение.  Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, сидеть сложа руки, ходить задрав нос, мчаться во весь дух, бежать высунув язык, работать не покладая рук, работать засучив рукава.

Выпишите из представленных фразеологизмов те, в состав которых входят деепричастия. Объясните их лексическое значение.

Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, сидеть сложа руки, ходить задрав нос, мчаться во весь дух, бежать высунув язык, работать не покладая рук, работать засучив рукава.

Работать засучив рукава Работать не покладая рук Бежать высунув язык Сидеть сложа руки Ходить задрав нос

Работать засучив рукава

Работать не покладая рук

Бежать высунув язык

Сидеть сложа руки

Ходить задрав нос

Грамматическая задача Как можно продолжить предложение Употребляя слова-паразиты ,  это засоряет речь. вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление. часто затемняется смысл высказывания. ваша речь делается не более, а менее выразительной.

Грамматическая задача

Как можно продолжить предложение Употребляя слова-паразиты ,

  • это засоряет речь.
  • вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.
  • часто затемняется смысл высказывания.
  • ваша речь делается не более, а менее выразительной.
Блиц-опрос  Выпишите № верных утверждений (1вариант), неверных утверждений (2 вариант):   Деепричастие изменяется по родам и числам. В предложении деепричастие является обстоятельством. Деепричастие несовершенного вида обозначает законченное добавочное действие. Деепричастие не изменяется. НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Деепричастия образуются от причастий. Деепричастие дописывает, дорисовывает основное действие, выраженное глаголом. Деепричастие, как и глагол, имеет настоящее и прошедшее время. Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. Деепричастие, как и глагол, спрягается.

Блиц-опрос

Выпишите № верных утверждений (1вариант), неверных утверждений (2 вариант):

  • Деепричастие изменяется по родам и числам.
  • В предложении деепричастие является обстоятельством.
  • Деепричастие несовершенного вида обозначает законченное добавочное действие.
  • Деепричастие не изменяется.
  • НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
  • Деепричастия образуются от причастий.
  • Деепричастие дописывает, дорисовывает основное действие, выраженное глаголом.
  • Деепричастие, как и глагол, имеет настоящее и прошедшее время.
  • Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.
  • Деепричастие, как и глагол, спрягается.
Блиц-опрос Проверка 1 вариант 2 вариант 2, 4, 5, 7, 9 1, 3, 6, 8, 10

Блиц-опрос

Проверка

1 вариант

2 вариант

2, 4, 5, 7, 9

1, 3, 6, 8, 10

Спишите, образуйте от глаголов, данных в скобках, деепричастия; расставьте пропущенные ЗП, обозначьте графически деепричастные обороты.  Над водой (описывать) круги парила птица. (Раскинуть) могучие крылья и (напружинить) когтистые лапы она кружилась над серединой реки. (Вперить) в речную глубь острый взгляд глаз птица примечала даже самое малое движение в реке. (Сверкать) белоснежным оперением и (наклонить) хищную голову птица несколько раз пересекала реку потом (сложить) крылья камнем ринулась вниз.  (В. Закруткин)

Спишите, образуйте от глаголов, данных в скобках, деепричастия; расставьте пропущенные ЗП, обозначьте графически деепричастные обороты.

Над водой (описывать) круги парила птица. (Раскинуть) могучие крылья и (напружинить) когтистые лапы она кружилась над серединой реки. (Вперить) в речную глубь острый взгляд глаз птица примечала даже самое малое движение в реке. (Сверкать) белоснежным оперением и (наклонить) хищную голову птица несколько раз пересекала реку потом (сложить) крылья камнем ринулась вниз.

(В. Закруткин)

 Взаимопроверка   Над водой , описывая круги, парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив когтистые лапы,  она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд глаз,  птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением  и наклонив хищную голову,  птица несколько раз пересекала реку, потом , сложив крылья,  камнем ринулась вниз.    (В. Закруткин)

Взаимопроверка

Над водой , описывая круги, парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив когтистые лапы, она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд глаз, птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову, птица несколько раз пересекала реку, потом , сложив крылья, камнем ринулась вниз.

(В. Закруткин)

Сравните предложения Петя, переплывший прибрежную глубину, добрался до первой отмели. Петя, переплыв прибрежную глубину, добрался до первой отмели.

Сравните предложения

  • Петя, переплывший прибрежную глубину, добрался до первой отмели.
  • Петя, переплыв прибрежную глубину, добрался до первой отмели.
Сравним причастие и деепричастие причастие вопрос деепричастие зависит от образуется от с помощью суффиксов совмещает признаки ЧР постоянные признаки непостоянные признаки в предложении является

Сравним причастие и деепричастие

причастие

вопрос

деепричастие

зависит от

образуется от

с помощью суффиксов

совмещает признаки ЧР

постоянные признаки

непостоянные признаки

в предложении является

Сравним причастие и деепричастие вопрос причастие деепричастие какой? зависит от что делая? что сделав? как? существительного образуется от с помощью суффиксов сказуемого глагола совмещает признаки ЧР - ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ш, -вш, -ем(-ом), -им, -енн, -нн, -т глагола -а(-я), -в(-вши) глагола и прилагательного постоянные признаки глагола и наречия разряд, вид, время непостоянные признаки вид род, число, падеж в предложении является неизменяемость определением обстоятельством

Сравним причастие и деепричастие

вопрос

причастие

деепричастие

какой?

зависит от

что делая? что сделав? как?

существительного

образуется от

с помощью суффиксов

сказуемого

глагола

совмещает признаки ЧР

- ущ (-ющ), -ащ(-ящ), -ш, -вш, -ем(-ом), -им, -енн, -нн, -т

глагола

-а(-я), -в(-вши)

глагола и прилагательного

постоянные признаки

глагола и наречия

разряд, вид, время

непостоянные признаки

вид

род, число, падеж

в предложении является

неизменяемость

определением

обстоятельством

Домашнее задание опираясь на материал таблицы, выполните упр. 194 (базовый уровень)  или выпишите из произведений художественной литературы, которые изучаются в курсе 7 класса, предложения с причастными и деепричастными оборотами, обозначьте их графически (повышенный уровень).

Домашнее задание

  • опираясь на материал таблицы, выполните упр. 194 (базовый уровень)

или

  • выпишите из произведений художественной литературы, которые изучаются в курсе 7 класса, предложения с причастными и деепричастными оборотами, обозначьте их графически (повышенный уровень).
Творческая работа.  - Составьте рассказ на тему «Школьные будни», используя деепричастные обороты.

Творческая работа. - Составьте рассказ на тему «Школьные будни», используя деепричастные обороты.

Систематизация  и обобщение изученного  по теме «Деепричастие» 7 класс

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

7 класс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!