СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

I. Образовательные:

1. Обобщение и систематизация сведений  о деепричастии и деепричастном обороте.

2. Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.

3. Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с разными частями речи.

4. Повторение фразеологизмов.

5. Активизация словаря учащихся.

II. Развивающие:

1. Развитие устной и письменной речи за счет употребления деепричастий, конструирования предложений, формулировки выводов.

2. Развитие умения анализировать и обобщать изученный материал по теме.

3. Развитие личности ученика (внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение).

III. Воспитательные:

1. Создание положительного настроя на уроке.

2.  Воспитание  уважения к истории своей страны, к её героям, к русскому языку и литературе посредством дидактического материала. 

3. Воспитание чувства  такта, умения слушать учителя.

3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.»

Деепричастие. Обобщение и систематизация  изученного.   Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №29 Шахова Т.Н.

Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.

Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №29 Шахова Т.Н.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

«Бежин луг» – самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника»

«Бежин луг» – самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника»

 Лингвистическая разминка.  Игра «Четвёртый лишний».   Задание: слова, представленные на слайде, попробуйте сгруппировать по общему признаку и найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.   Защищая, красящий, засеявший, увиденный  Требуя, выскочив, работающий, затаившись  Глядя, открыв, крича, улыбаясь

Лингвистическая разминка. Игра «Четвёртый лишний».

Задание: слова, представленные на слайде, попробуйте сгруппировать по общему признаку и найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

 

  • Защищая, красящий, засеявший, увиденный

  • Требуя, выскочив, работающий, затаившись

  • Глядя, открыв, крича, улыбаясь
     Рассказать о деепричастии по плану:   - Дайте определение деепричастия.  - На какие вопросы отвечают деепричастия?  - Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?  - Назовите глагольные признаки деепричастия.  - Назовите наречные признаки деепричастия.  - Что необходимо учитывать при образовании деепричастий?  - Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?  - Как образуются деепричастия несовершенного вида?  - Как образуются деепричастия совершенного вида?  - Что такое деепричастный оборот?  - Где он может стоять в предложении?  - Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?  - Какова его синтаксическая роль?

Рассказать о деепричастии по плану: - Дайте определение деепричастия. - На какие вопросы отвечают деепричастия? - Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? - Назовите глагольные признаки деепричастия. - Назовите наречные признаки деепричастия. - Что необходимо учитывать при образовании деепричастий? - Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? - Как образуются деепричастия несовершенного вида? - Как образуются деепричастия совершенного вида? - Что такое деепричастный оборот? - Где он может стоять в предложении? - Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте? - Какова его синтаксическая роль?

От данных глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы. Готовиться, сидеть, дышать, вспыхнуть, овладеть, простудиться.

От данных глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы.

Готовиться,

сидеть,

дышать,

вспыхнуть,

овладеть,

простудиться.

Работа с раздаточным материалом.   Найдите деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.  Обозначьте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

Работа с раздаточным материалом. Найдите деепричастия и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Обозначьте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

Выпишите из предложений  деепричастия несовершенного вида (1 группа),   деепричастия совершенного вида (2 группа)

Выпишите из предложений деепричастия несовершенного вида (1 группа), деепричастия совершенного вида (2 группа)

Произведите морфологичесий разбор деепричастия из последнего предложения.      

Произведите морфологичесий разбор деепричастия из последнего предложения.    

   Физкультминутка    А теперь физкультминутка,  Наклонились, ну-ка, ну-ка!  Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись.   (Наклоны вперёд и назад.)  Разминаем руки, плечи,  Чтоб сидеть нам было легче,  Чтоб писать, читать, считать  И совсем не уставать.  (Рывки руками перед грудью.)  Голова устала тоже.  Так давайте ей поможем!  Вправо-влево, раз и два.  Думай, думай, голова.  (Вращение головой.)  Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.  (Дети садятся)

Физкультминутка А теперь физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся)

   Правописание НЕ с разными частями речи  Выпишите из предложений слова , раскройте скобки.  1. Казалось, отроду (не) бывал я в таких пустых местах: нигде (не) мерцал огонёк, (не) слышалось никакого звука.  2. Я остановился в (не)доумении, оглянулся…  3. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.  4. Какие-то (не)кошеные кусты широко расстилались передо мною.  5. До сих пор я всё ещё (не) терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько (не) стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам – наудалую…  6. (Не)годуя, Павлуша рванул поводья.  7. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя (не) озарённом более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.

Правописание НЕ с разными частями речи Выпишите из предложений слова , раскройте скобки. 1. Казалось, отроду (не) бывал я в таких пустых местах: нигде (не) мерцал огонёк, (не) слышалось никакого звука. 2. Я остановился в (не)доумении, оглянулся… 3. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какие-то (не)кошеные кусты широко расстилались передо мною. 5. До сих пор я всё ещё (не) терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько (не) стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам – наудалую… 6. (Не)годуя, Павлуша рванул поводья. 7. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя (не) озарённом более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.

Деепричастия в составе фразеологических оборотов.   Творческая работа.  Задание:  слова или словосочетания заменить фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия.  Согласиться неохотно;  сказать чистосердечно; работать много и усердно; работать небрежно; жить просто; смотреть пристально; очень внимательно, сосредоточенно; бездельничать; очень быстро;  долго не думать.   - Составьте предложения с данными фразеологизмами.   

Деепричастия в составе фразеологических оборотов. Творческая работа. Задание: слова или словосочетания заменить фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия. Согласиться неохотно; сказать чистосердечно; работать много и усердно; работать небрежно; жить просто; смотреть пристально; очень внимательно, сосредоточенно; бездельничать; очень быстро; долго не думать. - Составьте предложения с данными фразеологизмами.  

Расставьте ударение в деепричастиях.  Балуясь, баловавшись, вложив, волоча, задав, заняв, исчерпав, , начав, начавшись,  подняв, поняв, прибыв, предав, отдав, создав, ржавея, черпая      

Расставьте ударение в деепричастиях.

Балуясь, баловавшись, вложив, волоча, задав, заняв, исчерпав, , начав, начавшись, подняв, поняв, прибыв, предав, отдав, создав, ржавея, черпая    

 Предупреждение ошибок  в употреблении деепричастий в речи.  Правило.   При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.

Предупреждение ошибок в употреблении деепричастий в речи. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.

 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.   Связывая своими шарфами доски Чёртова моста,  1) не было случая, который бы мог остановить русские войска.  2) у Суворова прошло совещание штаба.  3) русские офицеры и солдаты преодолели страшную пропасть.  4) неприятелем была разрушена деревня Альтдорф.   

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Связывая своими шарфами доски Чёртова моста, 1) не было случая, который бы мог остановить русские войска. 2) у Суворова прошло совещание штаба. 3) русские офицеры и солдаты преодолели страшную пропасть. 4) неприятелем была разрушена деревня Альтдорф.  

 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.  Много путешествуя, 1) пигмеями называют самые низкорослые племена Центральной Африки. 2) у древних много мифов о племени маленьких человечков. 3) русский учёный Н. Миклухо-Маклай собрал ценные сведения о пигмеях. 4) сражения пигмеев с птицами изображены на многих картинах и фресках.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Много путешествуя,

1) пигмеями называют самые низкорослые племена Центральной Африки.

2) у древних много мифов о племени маленьких человечков.

3) русский учёный Н. Миклухо-Маклай собрал ценные сведения о пигмеях.

4) сражения пигмеев с птицами изображены на многих картинах и фресках.

Выработка умения различать причастный и деепричастный оборот.   Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживлённое быстрой ездой горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он нимало (не) колеблясь поскакал один на волка…. «Что за славный мальчик!» - думал я глядя на него.

Выработка умения различать причастный и деепричастный оборот. Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо оживлённое быстрой ездой горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он нимало (не) колеблясь поскакал один на волка…. «Что за славный мальчик!» - думал я глядя на него.

Из двух простых предложений устно составьте сложносочинённое предложение.   Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.  - Записать предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Из двух простых предложений устно составьте сложносочинённое предложение.

Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. - Записать предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  (на выбор):   Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.  Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.  Составить и записать текст – описание действий человека (например, повара или каменщика), используя деепричастия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 

  • Составить словарный диктант из фразеологизмов, в состав которых входят деепричастия.
  • Выписать 5 предложений из произведений художественной литературы с деепричастиями или деепричастными оборотами.
  • Составить и записать текст – описание действий человека (например, повара или каменщика), используя деепричастия.
Спасибо за урок.   

Спасибо за урок.  

Литература Соколова Г.П. На урок – с  И.С. Тургеневым. РЯШ-2000-№5. Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Художественная литература,1984. ЕГЭ – 2007. Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: Фолио, 2007. – 50с., 108 с.  Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1980.

Литература

  • Соколова Г.П. На урок – с

И.С. Тургеневым. РЯШ-2000-№5.

  • Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: Художественная литература,1984.
  • ЕГЭ – 2007. Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: Фолио, 2007. – 50с., 108 с.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М. : Просвещение, 1980.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!