Просмотр содержимого документа
«Презентация " Смысловое чтение на уроках математики"»
Работа над смысловым чтением на уроках математики в 5-9 классах
В соответствии с требованием ФГОС ООО каждая образовательная
организация обязана вести работу по освоению четырёх междисциплинарных
учебных программ:
- «Формирование универсальных учебных действий»,
- «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
- «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»,
- «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Смысловое чтение:
- извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;
- построение речевых высказываний , адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;
- логические действия , направленные
на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения
на основе прочитанного текста .
Смысловое чтение-фундамент УУД
Поиск
Преобразование
Применение
Поиск
Оценка
Прогнозирование
УУД
Понимание
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом по математике
относят следующие:
5 – 6 классы
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
7 – 8 классы
- умение составить план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул, теорем.
9 классы
- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
- использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- подтверждение научных фактов;
- конспектирование новой темы.
«Школа 2100»: Баласс
Наталья
Сметанникова
Обучение
стратегиям чтения
в 5-9 классах:
как реализовать ФГОС
Пособие для учителя
Работа с текстом учебника
I этап
II этап
III этап
Работа до чтения
Чтение
После чтения
- Попробуй найди! Банк гипотез Верю – не верю
- Попробуй найди!
- Банк гипотез
- Верю – не верю
- Инсерт План Тезисы Конспект Тетрадь с печатной основой
- Инсерт
- План
- Тезисы
- Конспект
- Тетрадь с печатной основой
- Дерево знаний Кластер Денотатный граф Синквейн Кубик Блума Фишбоун
- Дерево знаний
- Кластер
- Денотатный граф
- Синквейн
- Кубик Блума
- Фишбоун
I этап
Работа до чтения
Определите, какие из утверждений верны?
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Вертикальные углы равны.
3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
Верю – не верю
Существует квадрат, который не является прямоугольником.
Если два угла равны, то равны и противолежащие им стороны.
Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.
II этап
Чтение
Конспектирование
Словесная
на языке чертежа
формулировка
Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника , то такие треугольники равны.
на языке символов
Точка О- середина отрезка АВ
А
АО=ОВ
О
В
Прием «Текст с пробелами».
геометрическая фигура, состоящая из двух полуплоскостей с общей границей, не развернутых в одну плоскость
грани
С
DABC
DBCA
DACB
CADB
CDBA
ADCB
ребро
KDBA
двугранных углов нет
KDBC
III этап
После чтения
Приём «Кластер»
Задания «множественного выбора»
График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
1) у = -3х-2
2) у = -3х+2
3) у = 3х-2
4) у = 3х+2
Фишбоун
Смысловое чтение , как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
- технологии проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
- технологии критического мышления .
Рекомендации учителям предметникам :
- формировать интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.