Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование умений смыслового чтения на уроках математики"»
Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики
Лепихина С.И., учитель математики
ГОБОУ Мурманская КШИ №3
Формирование УУД:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.
Решение текстовых задач на уроках математики
Стратегии смыслового чтения
Этапы решения задач
Поиск информации и
Что должен уметь ученик
понимание прочитанного
Анализ содержания
Преобразование и
задачи.
Осуществление плана
интерпретация
Оценка информации
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию
решения задачи.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации
Поиск пути решения
Проверка решения
задачи.
задачи и составление
Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её
плана ее решения
Приём: составление краткой записи задачи
Катер проплыл 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 часа. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки 3 км/ч.
Краткое условие задачи
Работа с текстом учебника:
- 1 этап : работа до чтения (стадия вызова):
- игра «Попробуй найти!»,
- приём «Корзина идей (гипотез)»,
- приём «Верите ли Вы?»
Тема: правильные многоугольники
Верны ли утверждения:
- если стороны многоугольника равны, то он правильный;
- если углы многоугольника равны, то он правильный;
- квадрат – правильный четырехугольник;
- правильный четырехугольник – это ромб;
- правильный треугольник – равносторонний;
- если стороны многоугольника равны и углы многоугольника равны, то он правильный.
Работа с текстом учебника:
- 2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления):
- приём «Инсерт»
V (уже знал); + (новое); – (думал иначе);? (не п онял, есть вопросы)
- приём «Чтение в парах – обобщение в парах»
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
Работа с текстом учебника:
- приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Толстые» вопросы
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?
Работа с текстом учебника:
приём «Учимся задавать вопросы разных типов»:
- простые;
- уточняющие («Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?»);
- интерпретационные (объясняющие) («Почему?»);
- творческие («Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»);
- оценочные («Чем …… отличается от ……?»);
- практические ( «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?»).
Работа с текстом учебника:
- 3 этап: работа после чтения (стадия рефлексии):
- «дерево знаний»;
- игра «Угадай - ка!».
Задания для развития и проверки навыков чтения:
- «множественного выбора»;
- «на соотнесение»;
- «на дополнение информации»;
- «на перенос информации»;
- «на восстановление деформированного текста».
Литература:
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004.
- Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.