СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование умений смыслового чтения на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится описание приёмов смыслового чтения, используемых на уроках математики, которые способствуют формированию умений смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование умений смыслового чтения на уроках математики"»

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики    Лепихина С.И., учитель математики  ГОБОУ Мурманская КШИ №3

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики

Лепихина С.И., учитель математики

ГОБОУ Мурманская КШИ №3

 Формирование УУД:  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию;  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.

Формирование УУД:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.
 Решение текстовых задач на уроках математики Стратегии смыслового чтения   Этапы решения задач Поиск информации и   Что должен уметь ученик понимание прочитанного Анализ содержания Преобразование и   задачи. Осуществление плана интерпретация Оценка информации Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию   решения задачи. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации    Поиск пути решения     Проверка решения задачи. задачи и составление     Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её     плана ее решения  

Решение текстовых задач на уроках математики

Стратегии смыслового чтения

 

Этапы решения задач

Поиск информации и

 

Что должен уметь ученик

понимание прочитанного

Анализ содержания

Преобразование и

 

задачи.

Осуществление плана

интерпретация

Оценка информации

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию

 

решения задачи.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

 

Поиск пути решения

 

 

Проверка решения

задачи.

задачи и составление

 

 

Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

 

 

плана ее решения

 

Приём: составление краткой записи задачи Катер проплыл 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 часа. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки 3 км/ч.

Приём: составление краткой записи задачи

Катер проплыл 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 часа. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки 3 км/ч.

 Краткое условие задачи

Краткое условие задачи

 Работа с текстом учебника: 1 этап : работа до чтения (стадия вызова): - игра «Попробуй найти!», - приём «Корзина идей (гипотез)», - приём «Верите ли Вы?»

Работа с текстом учебника:

  • 1 этап : работа до чтения (стадия вызова):

- игра «Попробуй найти!»,

- приём «Корзина идей (гипотез)»,

- приём «Верите ли Вы?»

Тема: правильные многоугольники Верны ли утверждения:  если стороны многоугольника равны, то он правильный;  если углы многоугольника равны, то он правильный;  квадрат – правильный четырехугольник;  правильный четырехугольник – это ромб;  правильный треугольник – равносторонний;  если стороны многоугольника равны и углы многоугольника равны, то он правильный.

Тема: правильные многоугольники

Верны ли утверждения:

  • если стороны многоугольника равны, то он правильный;
  • если углы многоугольника равны, то он правильный;
  • квадрат – правильный четырехугольник;
  • правильный четырехугольник – это ромб;
  • правильный треугольник – равносторонний;
  • если стороны многоугольника равны и углы многоугольника равны, то он правильный.
Работа с текстом учебника: 2 этап:  работа с текстом учебника (стадия осмысления): - приём «Инсерт» V (уже знал);  +  (новое);  –  (думал иначе);? (не п онял, есть вопросы) - приём «Чтение в парах – обобщение в парах» Уже знал (V) Узнал новое (+)   Думал иначе (–)   Есть вопросы (?)    

Работа с текстом учебника:

  • 2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления):

- приём «Инсерт»

V (уже знал);  +  (новое);   (думал иначе);? (не п онял, есть вопросы)

- приём «Чтение в парах – обобщение в парах»

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

 

Думал иначе (–)

 

Есть вопросы (?)

 

 

Работа с текстом учебника: приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы    «Толстые» вопросы Объясните почему….?  Почему вы думаете….?  Предположите, что будет если…?  В чём различие…?  Почему вы считаете….? «Тонкие» вопросы Кто…? Что…? Когда…?  Может…? Мог ли…?  Было ли…? Будет…?  Согласны ли вы…?  Верно ли…?

Работа с текстом учебника:

  • приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы  

«Толстые» вопросы

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы

Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Работа с текстом учебника:  приём «Учимся задавать вопросы разных типов»: простые;  уточняющие («Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?»); интерпретационные (объясняющие) («Почему?»);  творческие («Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»); оценочные («Чем …… отличается от ……?»);  практические ( «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?»).

Работа с текстом учебника:

приём «Учимся задавать вопросы разных типов»:

  • простые; 
  • уточняющие («Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?»);
  • интерпретационные (объясняющие) («Почему?»);
  • творческие («Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»);
  • оценочные («Чем …… отличается от ……?»);
  • практические ( «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?»).
Работа с текстом учебника: 3 этап:  работа после чтения (стадия рефлексии): «дерево знаний»; игра «Угадай - ка!».

Работа с текстом учебника:

  • 3 этап: работа после чтения (стадия рефлексии):
  • «дерево знаний»;
  • игра «Угадай - ка!».
Задания для развития и проверки навыков чтения:  «множественного выбора»;  «на соотнесение»;  «на дополнение информации»;  «на перенос информации»;  «на восстановление деформированного текста».

Задания для развития и проверки навыков чтения:

  • «множественного выбора»;
  • «на соотнесение»;
  • «на дополнение информации»;
  • «на перенос информации»;
  • «на восстановление деформированного текста».
Литература:     Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.  Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.  Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.  

Литература:

 

  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
  • Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004.
  • Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  • Трифонова Е.А. «Развитие критического мышления», сборник «Учитель и ученик: возможность диалога и понимания», Москва, БОНФИ, 2002 г.