Современные приемы формирования и развития мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы (из опыта работы).
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Макаровской средней школы
Болотова Ирина Владимировна
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» К.Г.Паустовский
Причины снижения интереса к чтению:
- книга перестала быть главным источником информации;
- чтение заменяется времяпрепровождением с гаджетами;
- читать в детской и подростковой среде «непрестижно»;
- отсутствует пример семейного чтения;
- чтение – трудоемкий процесс, требует умственных усилий в отличии от просмотра видеороликов;
- информационный поток утомляет ребенка, на чтение не остается ресурсов.
Диалог перед уроком литературы
- Ты читал «Дубровского»?!
-Опять они ничего не прочитали!!!
Жизнь и творчество писателя.
Презентация
Заочная экскурсия
«Угадай незнакомца»
Викторина
«Угадай незнакомца»
Высоко ценил дружбу и дружеские отношения, в годы учебы имел прозвища Француз ( за знание языка), Егоза, смесь обезьяны с тигром ( за неуживчивый характер), не боялся писать колкие эпиграммы даже в адрес царя, имел в своем словарном запасе б0лее 23 000 слов, основатель современного русского языка.
Чтение художественного произведения.
Выразительное чтение учителем
Актерское чтение
Выразительное чтение подготовленным учеником
Чтение по ролям
Нетрадиционные формы уроков
- Урок- путешествие
- Урок- инсценировка
- Урок-концерт
- Урок-суд
Урок –путешествие по роману А.С.Пушкина «Дубровский». История создания романа. Знакомство с героями.
Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве.
Инсценировка « На псарне Троекурова».
Маршрут путешествия.
1. Дворяне и крестьяне в начале 19 века.
2. В творческой мастерской Пушкина.
3. В гостях у Троекурова и Дубровского.
4. Интерактивная экскурсия «На псарне у Троекурова».
5. Конкурс «Самый наблюдательный путешественник.».
6. Запись в книгу отзывов.
Задания на знание текста.
Конкурс на самого внимательного читателя
Викторина
Ребусы
Кроссворд
Самый наблюдательный путешественник
1.Кому из героев принадлежит фраза «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»?
2. Сколькими душами владел Дубровский?
3. В каком звании вышел в отставку Троекуров?
4. Что общего было в судьбе Троекурова и Дубровского?
5. Восстановите предложение из текста романа:
« Он …………………… и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить …………………… на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее………… и …………самого помещика в его усадьбе». О ком идет речь в предложении?
6. Объясните значение слов и словосочетаний: остальная деревня, стремянный, генерал-аншеф, холоп, заседатель
Этап рефлексии .
Пушкин.
Талантливый, многогранный.
Дружил, творил, любил.
Пушкин- наше все.
Гений.
Книга отзывов
- Сегодня на уроке мне было……..
- Сегодня я узнал, что………………
- Я понял, что……………..
- Урок дал мне для жизни ……………
- Мне захотелось……………………
Советы читателю от семиклассников.
- Читай вдумчиво, медленно, не торопясь.
- Читай выразительно.
- Читай так, чтобы почувствовать себя в центре событий.
- Не читай отрывками, иначе не поймешь смысл произведения.
- Читай то, что тебе нравится.
- Начинающему читателю не стоит выбирать большие по объёму произведения.
- Выдели время для чтения.
Спасибо за внимание!