Средневековая культура
Представления средневекового человека о мире
Марко Поло – итальянский путешественник. Совершил путешествие в Китай и Центральную Азию.
Написанная с его слов книга – один из первых источников о странах Востока.
Средневековые университеты
Средневековое общество было корпоративным.
Корпорация – обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку.
Университеты – корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов ( усердно занимающихся).
Факультеты – объединение преподавателей по предметам, возглавляемые деканом ( Богословский, юридический и медицинский ).
Ректор – глава университета.
Занятия проводились в форме лекций (чтение) и диспутов (словесными поединками).
Средневековые университеты
В XV в. в Европе было более 60 университетов.
Преподаванием права славился университет в Болонье (Италия), медицины – университет в Салерно (Италия), богословия – университет в Париже.
Приобрели также европейскую известность университеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).
Схоластика
Новое религиозно-философское учение, суть которого сводится
к познанию мира и Бога через логические рассуждения.
Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг. )
Средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.
Считал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума .
Бернар Клервоский (1090 – 1153 гг .)
Французский средневековый
богослов, мистик, обществен-ный деятель, цистерцианский
монах, аббат монастыря Клерво.
Отвергал необходимость разумного подхода к вере .
«Нужно верить, а не рас-суждать».
Великий схоласт XIII века Фома Аквинский (1225- 1274 гг .)
Итальянский философ и
теолог, канонизирован католической церковью как святой.
Основной труд – «Сумма богословия», в котором
он создал картину христианской вселенной, где у всего сущего есть своё место и роль, предназначенные ему Богом.
«Удивительный доктор» Роджер Бэкон (1214 – 1294 гг .)
Английский философ и естествоиспытатель, монах-франциска-нец (с 1257); профессор бого-словия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой;
в оптике разработал новые теории
Об увеличительных стёклах, прелом
лении лучей. В работе – «Большой труд» он доказывает необходимость применения наб-людений и опыта как методов по-знания.
Литература раннего Средневековья
В эпоху раннего Средневековья религия играла важнейшую роль в жизни человека. Поэтому наиболее популярными в это время были Евангелие и жития святых.
Жития – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Литература раннего Средневековья
С VI – VIII вв. в Западной Европе распространяются хроники – рукописные книги, в которых повествование ведётся по годам.
Чаще всего хронисты рассказывали об истории народов и о событиях, современниками которых они были.
Зачастую в их произведениях отводится место для легенд и выдумок .
Литература раннего Средневековья
Э пические песни – сказания о великих героях прошлого.
Из эпических песен постепенно возникли эпические поэмы (эпосы).
Литература раннего Средневековья
«Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма
Содержит предания, восходящие ко времени Великого переселения народов и создания германских королевств на территории Западной Римской империи.
Рыцарская и городская литература
В 12-13 вв. наряду с безымянными жонглерами творили поэты-певцы , имена которых были известны при дворах королей и знатных сеньоров Европы: например, поэты-рыцари Бертран де Борн.
Поэтессой была и Алиенора, жена английского короля Генриха II.
Они прославляли в стихах военные подвиги рыцарей, оплакивали смерть близких, воспевали любовь . Во Франции этих поэтов называли трубадуры , в Германии - миннезингеры .
Рыцарская и городская литература
В основу многих произведений рыцарского эпоса были положены реальные события .
-в «Песне о Роланде» речь ведётся о походе Карла Великого в Испанию.
-В «Песне о Сиде» рассказывается о Реконкисте – борьбе испанцев за освобождение своей страны от арабов.
Рыцарская и городская литература
С возникновением городов их обитатели создают свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеиваются грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы .
Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане.
К произведениям городской литературы относится стихотворный "Роман о Лисе", в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса - изворотливый и умный горожанин.
Рыцарская и городская литература
Именно с городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского - бродяг).
Они обычно были студентами, которые путешествовали по Европе в поисках новых учителей.
Произведения вагантов носят явно сатирический уклон, они высмеивают обман, лицемерие, жадность, особенно в среде священников.
Одним из наиболее известных вагантов был француз Франсуа Вийон .
«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321 гг .).
В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир.
- толстые массивные стены, тяжёлый полукруглый свод;
Архитектура
« замок Тауэр в Лондоне »
« собор в Шпайере »
« собор Сен - Лазар в Отене (Франция) »
«Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе»
Архитектура готический стиль XII – XVI вв .
Название возникло в эпоху Возрождения, оно происходит от имени германского племени - готов: готический т. е. варварский , непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми.
«Миланский собор»
высокие светлые здания со стрельчатым сводом, лёгкие, устремлённые в высь
«собор Парижской Богоматери»
«реймский собор (франция)»
Архитектура
Архитектура
Критерии сравнения
Романский стиль
Время появления архитектурного стиля
Готический стиль
XI – XII вв.
Внутренний декор храма
XII – XV вв.
Лаконичный, почти гладкие массивные стены
Очертания арки
Статуи
Просторные залы, богато украшенные живописью, резьбой, барельефами
Полукруглая
Стрельчатая
Скульптуры стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни
Живопись
В готических статуях больше движений. Они лучше передают подлинный облик людей
Роспись стен
Вместо росписей – огромные окна заполняли витражами
Скульптура
Романские и готические соборы украшались скульптурами, изображающими Иисуса, Богоматерь и святых. В некоторых соборах ставили статуи королей и знатных сеньоров, внесших пожертвования на строительство
собора (например, статуи графа Эккехарда и его жены Уты в Наумбурге).