Технология исследовательской деятельности в ДОУ
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”
Китайская пословица
Подготовила: Воспитатель
МАДОУ №102 г. Томска
Батурина Виктория Владимировна
Технология исследовательской даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности :
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Структура детского экспериментирования
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
- формулирование выводов .
Методы и приемы
организации исследовательской деятельности
- Постановка и решение вопросов проблемного характера
- Наблюдения и опыты
- Моделирование
- Классификация
- Фиксация результатов
- Использование художественного слова
- Игры с правилами
Методические приёмы:
• Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
• Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
• Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
• Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
• Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
• Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
Успешность исследовательской деятельности:
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Необходимо научить детей следующим умениям:
Видеть проблемы
Задавать вопросы
Выдвигать гипотезы
Давать определение понятиям
Классифицировать
Наблюдать
Умения и навыки проведения экспериментов
Структурировать полученный в ходе исследований материал
Делать выводы и умозаключения
Доказывать и защищать свои идеи
Что даёт исследовательская работа :
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
Спасибо за внимание!