ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Причины возникновения теории проблемного обучения:
1. Потребности самого учебного
процесса (обучение - бинарный,
двусторонний процесс).
2. Социальная потребность в активной,
самостоятельной, творческой и
саморазвивающейся личности.
МОТИВЫ
Что же такое технология проблемного обучения?
Классификация методов обучения
Методы
Проблемно-диалогические
Поста-
новки
проб-
лемы
Побужда-
ющий от проблем-ной ситуации диалог
поиска реше-
ния
Подводя-щий к теме диалог
Побужда-ющий к выдвиже-нию и проверке гипотез диалог
Традицион-
ные
Сообще-ние темы с мотиви-рующим приемом
Подводя-щий от проблемы диалог
Сообщение темы
Подводя-щий без проблемы диалог
Сообщение знаний
Виды диалога:
НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
Побуждение к формулированию проблемы
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Структура диалога
Побужде-ние к выдвиже-нию гипотез
Побуждение к проверке гипотез
Общее побужде-ние
устной
-Какие есть гипотезы?
практической
-Согласны с этой гипотезой? Почему?
-Как можно проверить эту гипотезу?
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !