СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы "»

Технология  продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы   Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.              К.Д.Ушинский.

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

             К.Д.Ушинский.

В чём разница  традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения? Сопоставляем свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст Читаем и находим для себя вопросы и ответы на них Делимся впечатлениями после чтения и сравниваем своё понимание текста с другими Прочитайте дома и перескажите Расскажите о героях, их поступках. Где происходит действие? Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы.

В чём разница традиционных приёмов чтения и продуктивного чтения?

  • Сопоставляем свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст
  • Читаем и находим для себя вопросы и ответы на них
  • Делимся впечатлениями после чтения и сравниваем своё понимание текста с другими
  • Прочитайте дома и перескажите
  • Расскажите о героях, их поступках. Где происходит действие?
  • Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы.
Требование ФГОС Освоение обучающимися умений полноценного чтения :  Понимание текста (общее, полное, критическое) Поиск конкретной информации Восстановление широкого контекста Интерпретация текста Комментирование текста Читательская самостоятельность Умение задавать вопросы и высказывать свои суждения Умение строить умозаключения Продуктивный характер чтения

Требование ФГОС

Освоение обучающимися умений полноценного чтения :

  • Понимание текста (общее, полное, критическое)
  • Поиск конкретной информации
  • Восстановление широкого контекста
  • Интерпретация текста
  • Комментирование текста

Читательская самостоятельность

Умение задавать вопросы и высказывать свои суждения

Умение строить умозаключения

Продуктивный характер чтения

Что такое «технология продуктивного чтения»? Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Что такое «технология продуктивного чтения»?

Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем , активную

читательскую позицию по

отношению к тексту и его

автору.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности  Цель  - понимание текстов  Алгоритм  - три этапа работы с любым текстом :   Антиципация( предвосхищение , предугадывание), до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология формирования типа правильной читательской деятельности Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом :

  • Антиципация( предвосхищение , предугадывание),

до чтения текста

просмотровое чтение

Результат:

предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

2) Во время чтения текста

изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Этапы читательской деятельности  (по технологии продуктивного чтения) 1 Работа с текстом до чтения Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, автору, иллюстрации Анализ названия текста, фамилии автора, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании Вызвать желание, мотивацию прочитать книгу

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)

1

Работа с текстом до чтения

Развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, автору, иллюстрации

Анализ названия текста, фамилии автора, иллюстраций, высказывание предположений о героях, теме, содержании

Вызвать желание, мотивацию прочитать книгу

Этапы читательской деятельности  (по технологии продуктивного чтения) 2 Работа с текстом во время чтения Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки) Чтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций Обеспечить полноценное восприятие текста

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)

2

Работа с текстом

во время чтения

Понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)

Чтение текста (самостоятельное или на уроке), диалог с автором, комментированное чтение, словарная работа, беседа, обсуждение интерпретаций

Обеспечить полноценное восприятие текста

Этапы читательской деятельности  (по технологии продуктивного чтения) 3 Работа с текстом после чтения Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом Беседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания. Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста

Этапы читательской деятельности (по технологии продуктивного чтения)

3

Работа с текстом

после чтения

Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом

Беседа на понимание авторского смысла, повторное обращение к названию, иллюстрациям, творческие задания.

Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста

Многие свои уроки языка

Многие свои уроки языка

Прием «Мозаика».   Реконструкция текста.  Это прием сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).   Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Прием «Мозаика».   Реконструкция текста. Это прием сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

КЛАСТЕР - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания.

КЛАСТЕР - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» Литературный портрет

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Литературный портрет

« Синквейн » - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (стихотворение, состоящее из 5 строк)

« Синквейн » - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (стихотворение, состоящее из 5 строк)

«Н.В.Гоголь. «Шинель. Образ «маленького человека» в литературе»  1.Акакий Акакиевич. 2. Скромный и бедный. 3. Жил, купил, работал. 4. Повесть о жизни «маленького человека». 5. Смерть.

«Н.В.Гоголь. «Шинель. Образ «маленького человека» в литературе»

1.Акакий Акакиевич.

2. Скромный и бедный.

3. Жил, купил, работал.

4. Повесть о жизни «маленького человека».

5. Смерть.

Фактуальная информация Подтекстовая информация Концептуальная информация Полное понимание текста

Фактуальная информация

Подтекстовая информация

Концептуальная информация

Полное понимание текста

Результаты продуктивного чтения Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору); Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого) Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем) Осмысление художественной формы Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Результаты продуктивного чтения

  • Эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям, автору);
  • Активность и объективность читательского воображения (воссоздающего и творческого)
  • Постижение содержания произведения на разных уровнях (репродуктивном, аналитическом, синтезирующем)
  • Осмысление художественной формы
  • Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)
  • Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию
  • Личностные – в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения
  • Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)
Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.   Эдмунд Берк

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью. Эдмунд Берк

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!