МКОУ Елизаветовская сош
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Актуальность технологии
Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, ориентируют ее на формирование личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально- экономических, политических, жизненных условиях. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами .
Пирамида обучения
Цели применения технологии РКМЧП в школе
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи технологии
- Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность,
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления .
Базовая модель технологии РКМЧП
ВЫЗОВ
СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ
Мышление
развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам « собирает » понятия о предмете.
(Л. Выготский)
РЕФЛЕКСИЯ
Технологические этапы
I стадия - «Вызов»
Цели:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения .
Технология РКМЧП I c тадия – «Вызов»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Направлена:
- на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний по изучае-мому вопросу;
- «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения);
- активизацию их деятельности;
Составление списка «известной инфор-мации»: рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизирует информацию до изучения нового материала,;
- мотивацию к дальнейшей работе.
- задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения, прогнозирование
Технологические этапы
II стадия - «Осмысление содержания» (смысловая)
Цели:
- получение новой информации;
- разрешение противоречий, возникших на стадии вызова;
- расширение знаний по теме.
II «Смысловая стадия »
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Деятельность учителя
Направлена:
- на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
-читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;
- маркировка с использованием значков «!», «+», «-», «?» (ИНСЕРТ); кластеры; «толстые» и «тонкие» вопросы
-делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Технологические этапы
III стадия - «Рефлексия»
Цели:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения (организация нового вызова).
III c тадия – «Рефлексия»
Деятельность учителя
Возможные приемы и методы
Деятельность учащихся
-вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения;
-соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
- дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Заполнение кластеров, таблиц;
- систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания;
- выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
- Установление причинно-следственных связей между блоками информации
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.;
- ответы на поставленные вопросы.
Прием «написание эссе»; приём «Нарисуй счастье» (психорисунок – выражение абстрактных понятий); приём «письмо по кругу» (групповая работа)
Типичные приемы РКМЧП
- Составление списка известной информации за 1 минуту.
- Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов)
- Перепутанные логические цепочки (даны тезисы в «хаотическом» порядке; задача – систематизировать и ранжировать)
- Верное и неверное утверждение. Задача – вычеркнуть заведомо ложное
- «Дерево предсказаний»
- «Чтение с остановками»
Верные – неверные утверждения урок развития речи «Типы речи» Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения»
1 . Повествовать – значит описывать предмет, явление.
2. К тексту – описанию можно задать вопрос «Какой?».
3. К тексту – рассуждению можно задать вопрос «Почему?».
4. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.
«КЛАСТЕР»
Петербург
Сцены уличной жизни
Пейзажи
Грязные улицы, серый свет
Особняки, дворцы
Самоубийство на мосту
Трущобы, глухие дворы
Нищие, пьяные
Пьяная девочка
Интерьер
Комнаты-каморки, беспорядок
Ободранный диван, низкие потолки
СИНКВЕЙН к слову «Ирония»
- Ирония
- Тонкая, сдержанная
- Вскрывает, изображает, обличает.
- Толстой срывает всяческие маски.
Приём «РАФТ»
- Р- роль (от имени кого ты выступишь).
- А- аудитория (кому адресовано твое выступление).
- Ф- форма ( беседа, дневник, письмо…
- Т- тема ( о чем?)
Наш учитель дорогой!
Меньше задавай домой.
Пусть портфель будет полегче,
Оттого мы будем крепче.
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
«Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Универсальные умения, соответствующие личности с развитым критическим мышлением :
- Умение выделить главное.
- Умение делать сравнение.
- Определение относящейся к делу информации.
- Умение поставить нужные вопросы.
- Умение рассказать о проблеме.
- Умение отделять факты от субъективного мнения.
- Умение увидеть необъективность суждения.
- Умение отделить ложную информацию от правильной.
- Умение выявить причинно-следственные связи.
- Умение сделать выводы.
- Умение видеть варианты решения.
- Умение проверить выводы на практике.
- Умение предсказать последствия.
- Умение продемонстрировать логически обоснованные суждения.