СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Технология развития критического мышления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация показывает основные этапы урока, построенного с использование технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология развития критического мышления"»

МКОУ Елизаветовская сош Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

МКОУ Елизаветовская сош

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

 Актуальность технологии Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, ориентируют ее на формирование  личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально- экономических, политических, жизненных условиях.  Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами .

Актуальность технологии

Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, ориентируют ее на формирование личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально- экономических, политических, жизненных условиях. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами .

Пирамида обучения

Пирамида обучения

Цели применения технологии РКМЧП в школе  развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цели применения технологии РКМЧП в школе

  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Задачи технологии Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления .

Задачи технологии

  • Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность,
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления .
Базовая модель технологии РКМЧП ВЫЗОВ СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ Мышление  развивается в проблемной ситуации,  когда ребёнок сам « собирает » понятия о предмете. (Л. Выготский) РЕФЛЕКСИЯ

Базовая модель технологии РКМЧП

ВЫЗОВ

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ

Мышление

развивается в проблемной ситуации,

когда ребёнок сам « собирает » понятия о предмете.

(Л. Выготский)

РЕФЛЕКСИЯ

Технологические этапы  I стадия - «Вызов» Цели: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения .

Технологические этапы

I стадия - «Вызов»

Цели:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения .

Технология РКМЧП I c тадия – «Вызов» Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Возможные приемы и методы  Направлена: - на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний по изучае-мому вопросу; - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); - активизацию их деятельности; Составление списка «известной инфор-мации»: рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизирует информацию до изучения нового материала,; - мотивацию к дальнейшей работе. - задает вопросы, на которые хочет получить ответы. систематизация материала  (графическая):  кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения, прогнозирование

Технология РКМЧП I c тадия – «Вызов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Направлена:

- на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний по изучае-мому вопросу;

- «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения);

- активизацию их деятельности;

Составление списка «известной инфор-мации»: рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизирует информацию до изучения нового материала,;

- мотивацию к дальнейшей работе.

- задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения, прогнозирование

Технологические этапы  II стадия - «Осмысление содержания» (смысловая) Цели: - получение новой информации; разрешение противоречий, возникших на стадии вызова; расширение знаний по теме.

Технологические этапы

II стадия - «Осмысление содержания» (смысловая)

Цели:

- получение новой информации;

  • разрешение противоречий, возникших на стадии вызова;
  • расширение знаний по теме.

II «Смысловая стадия » Деятельность учащихся  Возможные приемы и методы  Деятельность учителя  Направлена: - на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; -читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»; - маркировка с использованием значков «!», «+», «-», «?» (ИНСЕРТ); кластеры; «толстые» и «тонкие» вопросы -делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

II «Смысловая стадия »

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Деятельность учителя

Направлена:

- на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

-читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;

- маркировка с использованием значков «!», «+», «-», «?» (ИНСЕРТ); кластеры; «толстые» и «тонкие» вопросы

-делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Технологические этапы  III стадия - «Рефлексия» Цели: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (организация нового вызова).

Технологические этапы

III стадия - «Рефлексия»

Цели:

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения (организация нового вызова).

III c тадия – «Рефлексия» Деятельность учителя  Возможные приемы и методы  Деятельность учащихся  -вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения; -соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. - дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.  Заполнение кластеров,  таблиц; систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания; выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Установление  причинно-следственных  связей между блоками  информации  возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.;  ответы на поставленные вопросы. Прием «написание эссе»; приём «Нарисуй счастье» (психорисунок – выражение абстрактных понятий); приём «письмо по кругу» (групповая работа)

III c тадия – «Рефлексия»

Деятельность учителя

Возможные приемы и методы

Деятельность учащихся

-вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения;

-соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

- дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Заполнение кластеров, таблиц;

  • систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания;
  • выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
  • Установление причинно-следственных связей между блоками информации
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.;
  • ответы на поставленные вопросы.

Прием «написание эссе»; приём «Нарисуй счастье» (психорисунок – выражение абстрактных понятий); приём «письмо по кругу» (групповая работа)

Типичные приемы РКМЧП Составление списка известной информации за 1 минуту. Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов) Перепутанные логические цепочки (даны тезисы в «хаотическом» порядке; задача – систематизировать и ранжировать) Верное и неверное утверждение. Задача – вычеркнуть заведомо ложное «Дерево предсказаний» «Чтение с остановками»

Типичные приемы РКМЧП

  • Составление списка известной информации за 1 минуту.
  • Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов)
  • Перепутанные логические цепочки (даны тезисы в «хаотическом» порядке; задача – систематизировать и ранжировать)
  • Верное и неверное утверждение. Задача – вычеркнуть заведомо ложное
  • «Дерево предсказаний»
  • «Чтение с остановками»
Верные – неверные утверждения  урок развития речи «Типы речи»  Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения»    1 . Повествовать – значит описывать предмет, явление. 2. К тексту – описанию можно задать вопрос «Какой?». 3. К тексту – рассуждению можно задать вопрос «Почему?». 4. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

Верные – неверные утверждения урок развития речи «Типы речи» Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения»

1 . Повествовать – значит описывать предмет, явление.

2. К тексту – описанию можно задать вопрос «Какой?».

3. К тексту – рассуждению можно задать вопрос «Почему?».

4. Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

«КЛАСТЕР» Петербург Сцены уличной жизни Пейзажи Грязные улицы, серый свет Особняки, дворцы Самоубийство на мосту Трущобы, глухие дворы Нищие, пьяные Пьяная девочка Интерьер Комнаты-каморки, беспорядок Ободранный диван, низкие потолки

«КЛАСТЕР»

Петербург

Сцены уличной жизни

Пейзажи

Грязные улицы, серый свет

Особняки, дворцы

Самоубийство на мосту

Трущобы, глухие дворы

Нищие, пьяные

Пьяная девочка

Интерьер

Комнаты-каморки, беспорядок

Ободранный диван, низкие потолки

СИНКВЕЙН  к слову «Ирония»  Ирония  Тонкая, сдержанная  Вскрывает, изображает, обличает.  Толстой срывает всяческие маски. Сатира.

СИНКВЕЙН к слову «Ирония»

  • Ирония
  • Тонкая, сдержанная
  • Вскрывает, изображает, обличает.
  • Толстой срывает всяческие маски.
  • Сатира.
Приём «РАФТ» Р- роль (от имени кого ты выступишь). А- аудитория (кому адресовано твое выступление). Ф- форма ( беседа, дневник, письмо… Т- тема ( о чем?) Наш учитель дорогой! Меньше задавай домой. Пусть портфель будет полегче, Оттого мы будем крепче.

Приём «РАФТ»

  • Р- роль (от имени кого ты выступишь).
  • А- аудитория (кому адресовано твое выступление).
  • Ф- форма ( беседа, дневник, письмо…
  • Т- тема ( о чем?)

Наш учитель дорогой!

Меньше задавай домой.

Пусть портфель будет полегче,

Оттого мы будем крепче.

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? «Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» Кто? Что?  Где?  Когда?  Почему?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Универсальные умения, соответствующие личности с развитым критическим мышлением :    Умение выделить главное.  Умение делать сравнение.  Определение относящейся к делу информации.  Умение поставить нужные вопросы.  Умение рассказать о проблеме.  Умение отделять факты от субъективного мнения.  Умение увидеть необъективность суждения.  Умение отделить ложную информацию от правильной.  Умение выявить причинно-следственные связи.  Умение сделать выводы.  Умение видеть варианты решения.  Умение проверить выводы на практике.  Умение предсказать последствия.  Умение продемонстрировать логически обоснованные суждения.

Универсальные умения, соответствующие личности с развитым критическим мышлением :

  • Умение выделить главное.
  • Умение делать сравнение.
  • Определение относящейся к делу информации.
  • Умение поставить нужные вопросы.
  • Умение рассказать о проблеме.
  • Умение отделять факты от субъективного мнения.
  • Умение увидеть необъективность суждения.
  • Умение отделить ложную информацию от правильной.
  • Умение выявить причинно-следственные связи.
  • Умение сделать выводы.
  • Умение видеть варианты решения.
  • Умение проверить выводы на практике.
  • Умение предсказать последствия.
  • Умение продемонстрировать логически обоснованные суждения.