СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Текст. Строение текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Текст. Строение текста"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Текст. Строение текста"»

Текст и его построение

Текст и его построение

Главное в цепной связи Повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, наречием, повтор того или иного члена предложения

Главное в цепной связи

Повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, наречием, повтор того или иного члена предложения

Прочитайте тексты и запишите их. Подчеркните сцепляющие слова. Висит за окошком За окошком зимний сад.  Там листочки в почках спят.  Кулёк ледяной.  И листочки те во сне  Он полон капели  И пахнет весной.  Размечтались о весне.  Т. Белозеров  И. Токмакова Проверь себя!

Прочитайте тексты и запишите их. Подчеркните сцепляющие слова.

  • Висит за окошком
  • За окошком зимний сад.

Там листочки в почках спят.

Кулёк ледяной.

И листочки те во сне

Он полон капели

И пахнет весной.

Размечтались о весне.

Т. Белозеров

И. Токмакова

Проверь себя!

Параллельная связь Весна в лесу.  Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Назовите предложение, в котором выражена  основная мысль всего текста. Какие предложения  указывают на то, что весна радостна, шумна? А какое  на то, что весна пахуча?

Параллельная связь

Весна в лесу.

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Назовите предложение, в котором выражена

основная мысль всего текста. Какие предложения

указывают на то, что весна радостна, шумна? А какое

на то, что весна пахуча?

Главное в параллельной связи Первое предложение в таких текстах внутренне скрепляет все предложения в единое целое. Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами.

Главное в параллельной связи

  • Первое предложение в таких текстах внутренне скрепляет все предложения в единое целое.
  • Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами.

Прочитайте текст и запишите его. Расскажите о смысловой связи предложений в тексте; составьте его схему. Утро.  Утро было свеж…е, чистое. Лё…кий ветерок шев…лил ярко-зелёные листья дерев…ев. Белые облачка бр…дили в голубом небе. Ласковое со…нце д…рило теплоту и вс…ляло надежду на будущ…е. 1 3 4 2

Прочитайте текст и запишите его. Расскажите о смысловой связи предложений в тексте; составьте его схему.

Утро.

Утро было свеж…е, чистое. Лё…кий ветерок шев…лил ярко-зелёные листья дерев…ев. Белые облачка бр…дили в голубом небе. Ласковое со…нце д…рило теплоту и вс…ляло надежду на будущ…е.

1

3

4

2

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными.  И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер.  Кроме названных, наиболее распространённых, есть и другие типы связи между частями текста.

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер. Кроме названных, наиболее распространённых, есть и другие типы связи между частями текста.

Средства связи  цепная:  параллельная: 1. Грамматический повтор. 1. Лексический повтор. 2. Синтаксический повтор. 2. Замена слова местоимением. 3. Слова одной лексико-тематической группы. 3. Отсылочные слова. 4. Слова одной лексико-тематической группы.

Средства связи цепная: параллельная:

1. Грамматический повтор.

1. Лексический повтор.

2. Синтаксический повтор.

2. Замена слова местоимением.

3. Слова одной лексико-тематической группы.

3. Отсылочные слова.

4. Слова одной лексико-тематической группы.

Лексические средства связи предложений в тексте. 1.Повтор слова.  1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.  2.Синонимы.  1.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.  2.Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река. 3.Текстовые синонимы.  1.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, потом освоился.  2.На ферме разводят крольчат. Ушастики хорошо растут. 4.Антонимы.  У природы много друзей. Недругов у нее намного больше. 5.Родо-видовые слова.  В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-марья, показались колокольчики. 6.Описательный оборот.  1.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.  2.Над чистым миром стояла огромная радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину реки.

Лексические средства связи предложений в тексте.

1.Повтор слова.

1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

2.Синонимы.

1.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

2.Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.

3.Текстовые синонимы.

1.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, потом освоился.

2.На ферме разводят крольчат. Ушастики хорошо растут.

4.Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у нее намного больше.

5.Родо-видовые слова.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-марья, показались колокольчики.

6.Описательный оборот.

1.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

2.Над чистым миром стояла огромная радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину реки.

Морфологические средства связи предложений в тексте 1.Местоимения.  1) местоимения 3 лица. Хлеб…Он вместил все: и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье.  2) указательные местоимения в роли местоимений при сцепляющих словах усиливают связь предложений. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках. 2.Союзы. Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.  Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее большие и малые реки, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Морфологические средства связи предложений в тексте

1.Местоимения.

1) местоимения 3 лица.

Хлеб…Он вместил все: и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье.

2) указательные местоимения в роли местоимений при сцепляющих словах усиливают связь предложений.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

2.Союзы.

Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.

Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее большие и малые реки, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Синтаксические средства связи предложений в тексте Повторы синтаксических конструкций. Я люблю свой город. Люблю его улицы. Люблю его парки.

Синтаксические средства связи предложений в тексте

  • Повторы синтаксических конструкций.
  • Я люблю свой город. Люблю его улицы. Люблю его парки.
Средства связи частей текста 1. Лексический повтор – повтор одного слова или разных форм слова ( обычно ключевых слов). Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное. 2. Однокоренные слова - создают смысловую цельность текста. 3. Использование для связи частей текста местоимений и местоименных наречий – позволяет не допустить неоправданного повтора слов, делают текст более компактным, информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста – его связность. 4. Союзы и частицы в роли союзов – обеспечивают связность текста. 5. Порядок слов в предложении – обеспечивает связность частей текста и позволяет выделить ключевые слова.

Средства связи частей текста

1. Лексический повтор – повтор одного слова или разных форм слова ( обычно ключевых слов). Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное.

2. Однокоренные слова - создают смысловую цельность текста.

3. Использование для связи частей текста местоимений и местоименных наречий – позволяет не допустить неоправданного повтора слов, делают текст более компактным, информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста – его связность.

4. Союзы и частицы в роли союзов – обеспечивают связность текста.

5. Порядок слов в предложении – обеспечивает связность частей текста и позволяет выделить ключевые слова.

Составьте из предложений текст и запишите его. 1. Лески л_жились на листья и не тонули. 2. Озеро около берегов было засыпано ворохами ж_лтых листьев. 3. Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами. 4. Пр_ходилось брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась ч_рной. 5. Их было так много, что мы (не)могли ловить рыбу.

Составьте из предложений текст и запишите его.

1. Лески л_жились на листья и не тонули.

2. Озеро около берегов было засыпано ворохами ж_лтых листьев.

3. Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами.

4. Пр_ходилось брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась ч_рной.

5. Их было так много, что мы (не)могли ловить рыбу.

Итоги занятия Что такое текст? Какие 2 типа связи предложений в тексте мы знаем? Чем характеризуется цепная связь? Чем характеризуется параллельная связь? Спасибо за внимание!

Итоги занятия

  • Что такое текст?
  • Какие 2 типа связи предложений в тексте мы знаем?
  • Чем характеризуется цепная связь?
  • Чем характеризуется параллельная связь?

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!