Текст и его построение
Главное в цепной связи
Повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, наречием, повтор того или иного члена предложения
Прочитайте тексты и запишите их. Подчеркните сцепляющие слова.
Там листочки в почках спят.
Кулёк ледяной.
И листочки те во сне
Он полон капели
И пахнет весной.
Размечтались о весне.
Т. Белозеров
И. Токмакова
Проверь себя!
Параллельная связь
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Назовите предложение, в котором выражена
основная мысль всего текста. Какие предложения
указывают на то, что весна радостна, шумна? А какое
на то, что весна пахуча?
Главное в параллельной связи
- Первое предложение в таких текстах внутренне скрепляет все предложения в единое целое.
- Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами.
Прочитайте текст и запишите его. Расскажите о смысловой связи предложений в тексте; составьте его схему.
Утро.
Утро было свеж…е, чистое. Лё…кий ветерок шев…лил ярко-зелёные листья дерев…ев. Белые облачка бр…дили в голубом небе. Ласковое со…нце д…рило теплоту и вс…ляло надежду на будущ…е.
1
3
4
2
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер. Кроме названных, наиболее распространённых, есть и другие типы связи между частями текста.
Средства связи цепная: параллельная:
1. Грамматический повтор.
1. Лексический повтор.
2. Синтаксический повтор.
2. Замена слова местоимением.
3. Слова одной лексико-тематической группы.
3. Отсылочные слова.
4. Слова одной лексико-тематической группы.
Лексические средства связи предложений в тексте.
1.Повтор слова.
1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.
2.Синонимы.
1.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
2.Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.
3.Текстовые синонимы.
1.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, потом освоился.
2.На ферме разводят крольчат. Ушастики хорошо растут.
4.Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у нее намного больше.
5.Родо-видовые слова.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела Иван-да-марья, показались колокольчики.
6.Описательный оборот.
1.Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
2.Над чистым миром стояла огромная радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину реки.
Морфологические средства связи предложений в тексте
1.Местоимения.
1) местоимения 3 лица.
Хлеб…Он вместил все: и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье.
2) указательные местоимения в роли местоимений при сцепляющих словах усиливают связь предложений.
Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
2.Союзы.
Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.
Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее большие и малые реки, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.
Синтаксические средства связи предложений в тексте
- Повторы синтаксических конструкций.
- Я люблю свой город. Люблю его улицы. Люблю его парки.
Средства связи частей текста
1. Лексический повтор – повтор одного слова или разных форм слова ( обычно ключевых слов). Лексический повтор высвечивает в тексте самое главное.
2. Однокоренные слова - создают смысловую цельность текста.
3. Использование для связи частей текста местоимений и местоименных наречий – позволяет не допустить неоправданного повтора слов, делают текст более компактным, информативно насыщенным, усиливают основное свойство текста – его связность.
4. Союзы и частицы в роли союзов – обеспечивают связность текста.
5. Порядок слов в предложении – обеспечивает связность частей текста и позволяет выделить ключевые слова.
Составьте из предложений текст и запишите его.
1. Лески л_жились на листья и не тонули.
2. Озеро около берегов было засыпано ворохами ж_лтых листьев.
3. Там мы ловили разноцветных окуней, а щуки ласкали нас мелкими, как иглы, зубами.
4. Пр_ходилось брать челн и плыть на середину озера, где голубая вода казалась ч_рной.
5. Их было так много, что мы (не)могли ловить рыбу.
Итоги занятия
- Что такое текст?
- Какие 2 типа связи предложений в тексте мы знаем?
- Чем характеризуется цепная связь?
- Чем характеризуется параллельная связь?
Спасибо за внимание!