СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по теме "Теорема о трёх перпендикулярах"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока по геометрии 10 класс по теме "Теорема о трёх перпендикулярах"

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме "Теорема о трёх перпендикулярах"»

«Теорема о трёх перпендикулярах» Урок геометрии 10 класс. Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная Выполнила: Иманова Людмила Алексеевна учитель математики МОБУ «Лицей № 9» г.Оренбург 2018г

«Теорема о трёх перпендикулярах»

Урок геометрии 10 класс.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Выполнила:

Иманова Людмила Алексеевна

учитель математики МОБУ «Лицей № 9»

г.Оренбург

2018г

Цели урока: Образовательная: доказать теорему о трех перпендикулярах, используя разные способы; научить применять ее при решении задач. Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, развитие графических навыков, умение применять свои знания на практике. Воспитательная: воспитание умения работать в парах, группах

Цели урока:

  • Образовательная: доказать теорему о трех перпендикулярах, используя разные способы; научить применять ее при решении задач.
  • Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, развитие графических навыков, умение применять свои знания на практике.
  • Воспитательная: воспитание умения работать в парах, группах
1.Дайте определение перпендикулярных прямых Ответ: прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом. 2.  Верно ли утверждение: «прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей этой плоскости» Ответ: да. 3.  Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ответ: если пряма перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.

1.Дайте определение перпендикулярных прямых

Ответ: прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.

2. Верно ли утверждение: «прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей этой плоскости»

Ответ: да.

3. Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Ответ: если пряма перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.

 5. По рисунку назовите: перпендикуляр, основание перпендикуляра,  наклонную к плоскости α, основание наклонной и её проекцию на плоскость α. 4. Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? Ответ: как длина перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой. 6. Сформулируйте теорему о трёх перпендикулярах. P D K

5. По рисунку назовите:

перпендикуляр,

основание перпендикуляра,

наклонную к плоскости α,

основание наклонной

и её проекцию на

плоскость α.

4. Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости?

Ответ: как длина перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой.

6. Сформулируйте теорему о трёх перпендикулярах.

P

D

K

Теорема: Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной Обратно:   прямая, проведённая в плоскости чере основание наклонной перпендикулярно к ней перпендикулярна и самой наклонной.

Теорема:

Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной

  • Обратно: прямая, проведённая в плоскости чере основание наклонной перпендикулярно к ней перпендикулярна и самой наклонной.
Доказательство : Дано:  α , АС – наклонная,  ВС – проекция, ВС ┴ с , АВ ┴ α . Доказать: АС ┴ с. Доказательство. 1.Проведем СА1 ┴ с .  2. СА1 || АВ по теореме.(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны ).  3.Проведем через АВ и СА1 плоскость β.  4.с ┴ СА, с ┴ ВС (по Теореме: « Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости ».),с ┴ β , значит,  с ┴АС. А А1 В С с α

Доказательство :

  • Дано: α , АС – наклонная,
  • ВС – проекция, ВС ┴ с , АВ ┴ α .
  • Доказать: АС ┴ с.
  • Доказательство.
  • 1.Проведем СА1 ┴ с .
  • 2. СА1 || АВ по теореме.(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны ).
  • 3.Проведем через АВ и СА1 плоскость β.
  • 4.с ┴ СА, с ┴ ВС (по Теореме: « Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости ».),с ┴ β , значит,
  • с ┴АС.

А

А1

В

С

с

α

SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB: OA 2 =SA 2 - SO 2 , OB 2 = SB 2 - SO 2 Получаем: ОАOB. Между тем ОА S В А О С t " width="640"

Доказательство методом от противного

Доказательство :

Пусть t ┴ ОА. Допустим, что SA не перпендикулярна прямой t. Проведем SB ┴ t, тогда SA SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB: OA 2 =SA 2 - SO 2 , OB 2 = SB 2 - SO 2

  • Получаем: ОАOB. Между тем ОА

S

В

А

О

С

t

Доказательство на основе свойств равнобедренного треугольника  Доказательство:  От точки А отложим равные отрезки: АМ= АN. Точки М и N соединим с точками O и S. В треугольнике MNO ОА есть одновременно высота и медиана, этот треугольник равнобедренный: ОМ = ОN. Прямоугольные треугольники OSM и OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует, что SM= SN и SA- медиана равнобедренного треугольника MSN.  Значит, SA одновременно и высота этого треугольника, т. е. SA┴MN. S M O A t N

Доказательство на основе свойств равнобедренного треугольника

Доказательство:

  • От точки А отложим равные отрезки: АМ= АN.
  • Точки М и N соединим с точками O и S.
  • В треугольнике MNO ОА есть одновременно высота и медиана, этот треугольник равнобедренный: ОМ = ОN.
  • Прямоугольные треугольники OSM и OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует, что SM= SN и SA- медиана равнобедренного треугольника MSN.
  • Значит, SA одновременно и высота этого треугольника, т. е. SA┴MN.

S

M

O

A

t

N

Доказательство на основе теоремы Пифагора Доказательство:  На прямой t возьмем произвольную точку В и соединим ее с точками О и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA и AOB:  SВ 2 = SO 2 + OB 2 ,(1) SA 2 = SO 2 + OA 2 ,(2) OB 2 - OA 2 =AB 2 . Вычтя из первого равенства второе, получим: SB 2 – SA 2 = OB 2 – OA 2 . Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB 2 – SA 2 = AB 2 , SB 2 = SA 2 +AB 2 . Согласно теореме, обратной теореме Пифагора, SA┴AB, т. е. t┴SA. S O B A t

Доказательство на основе теоремы Пифагора

Доказательство:

  • На прямой t возьмем произвольную точку В и соединим ее с точками О и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA и AOB:
  • 2 = SO 2 + OB 2 ,(1)
  • SA 2 = SO 2 + OA 2 ,(2) OB 2 - OA 2 =AB 2 . Вычтя из первого равенства второе, получим:
  • SB 2 – SA 2 = OB 2 – OA 2 . Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB 2 – SA 2 = AB 2 , SB 2 = SA 2 +AB 2 . Согласно теореме, обратной теореме Пифагора, SA┴AB, т. е. t┴SA.

S

O

B

A

t

Доказательство на основе векторного метода Доказательство: Зададим векторы MN,OA,SO, SA Умножим обе части на Скалярное произведение двух перпендикулярных векторов равно нулю: Но и не нулевые векторы, значит, , прямая оказалась перпендикулярной наклонной, что и требовалось доказать. S N A O M α

Доказательство на основе векторного метода

Доказательство:

Зададим векторы MN,OA,SO, SA

Умножим обе части на

Скалярное произведение двух перпендикулярных векторов равно нулю:

  • Но и не нулевые векторы, значит, , прямая оказалась перпендикулярной наклонной, что и требовалось доказать.

S

N

A

O

M

α

Устно: 2. D Дано:  А =30 º,  АВС = 60 º, DB    . Доказать, что CD  AC В D А  С В Дано :  BAC=40º,  ACВ=50º, АD  Докажите, что СВ  BD А С 

Устно:

2.

D

  • Дано:  А =30 º,  АВС = 60 º, DB   .
  • Доказать, что CD  AC

В

D

А

С

В

Дано :  BAC=40º,  ACВ=50º, АD 

Докажите, что СВ  BD

А

С

Работа в группах Дано : АD  (АВС), Δ АВС- равнобедренный, АВ=АС= 5см, ВС = 6 см, АD = 12 см. Найти : ρ (А, ВС), ρ (D, ВС) Решение: 1) Δ АВС- равнобедренный,  АМ – медиана и высота → ρ (А, ВС) = АМ = 4см 2) АМ – проекция, DМ - наклонная, АМ  BC → DМ  BC → ρ (D, ВС) = DМ =4√10 см  Ответ: 4 см, 4√10 см. D В А М С

Работа в группах

  • Дано : АD  (АВС), Δ АВС- равнобедренный,
  • АВ=АС= 5см, ВС = 6 см, АD = 12 см.
  • Найти : ρ (А, ВС), ρ (D, ВС)
  • Решение:
  • 1) Δ АВС- равнобедренный,
  • АМ – медиана и высота →
  • ρ (А, ВС) = АМ = 4см
  • 2) АМ – проекция, DМ - наклонная, АМ  BC → DМ  BC → ρ (D, ВС) = DМ =4√10 см
  • Ответ: 4 см, 4√10 см.

D

В

А

М

С

Самостоятельно: I уровень.(на «3») Дано:, АС ┴ ВС, SA = SB = SC =10 см; СМ =5 см –медиана. Найти: SM (расстояние от точки S до плоскости (АВС)). II уровень ( на «4») Дано: ABCD – прямоугольник; АК ┴ (АВС), KD= 6 см, КВ = = 7 см, КС = 9 см. Найти: расстояние от точки К до (АВС). III уровень.( на «5») Дано: АВ = 17 см, АС = 15 см, ВС = 8 см, АМ ┴ (АВС),   АМ = 20 см. Найти: МЕ.

Самостоятельно:

I уровень.(на «3»)

Дано:, АС ┴ ВС, SA = SB = SC =10 см; СМ =5 см –медиана.

Найти: SM (расстояние от точки S до плоскости (АВС)).

II уровень ( на «4»)

Дано: ABCD – прямоугольник; АК ┴ (АВС), KD= 6 см, КВ = = 7 см, КС = 9 см.

Найти: расстояние от точки К до (АВС).

III уровень.( на «5»)

Дано: АВ = 17 см, АС = 15 см, ВС = 8 см, АМ ┴ (АВС),

АМ = 20 см.

  • Найти: МЕ.
Домашнее задание  пп 19, 20.. № 140, 143, 145.  Дополнительная задача: Через сторону AD ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если площадь ромба равна 80, высота – 8 , а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45 градусов.

Домашнее задание

  • пп 19, 20..
  • 140, 143, 145.
  • Дополнительная задача: Через сторону AD ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если площадь ромба равна 80, высота – 8 , а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45 градусов.
Спасибо за урок ! Досвидания

Спасибо за урок !

  • Досвидания
В оформлении фона  использованы интернет-ресурсы: http://im0-tub.yandex.net/i?id=296115382-43-72

В оформлении фона использованы интернет-ресурсы:

  • http://im0-tub.yandex.net/i?id=296115382-43-72


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!