Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Соподчинение
однородное неоднородное
□□ []()○Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
И грустно мне зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы,
поздний час гаснут друг за другом торжественные звёздные миры
Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил , что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
Слышно было , как в саду шагал дворник _ и как скрипела его тачка.
Лес ещё не шумел, потому что было ещё рано _ и ? ветер ещё только-только нарождался вдали.
Лес ещё не шумел,потому что было ещё рано и ветер ещё только-только нарождался вдали.
И
и
Последовательное подчинение
1-ой степени
2-ой степени
1-ой степени
3-ой степени
2-ой степени
Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён, хотя старался этого не показывать
Я хочу , чтобы слышала ты , как тоскует мой голос живой.
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении
Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час .
Когда Вронский смотрел на часы на балконе арениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате,
но не мог понять ,который час
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении
Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров черезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен _ и хорошо ли я его выдержу.
и
Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров черезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу
Докажите, что данные предложения соответствуют схеме :
и и (А. Пушкин.)
и
(И. Тургенев.)
и и (К. Станиславский.)
Объясните отсутствие запятой перед одиночным союзом и.
Горизонтальные (линейные) схемы
1.[ ], (что ) и ( что )
2.[… , (когда ) и ( )… ].
3.(Когда ) и ( ), [ ].
□□ []()○
- Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.)
( Пока ) , ( пока ) , [ О, ] .
2) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? (М. Лермонтов) [ … ,О ] , ( где ) , ( где ) .
- Ребенок был так уморительно мал, как будто все это картинное было, как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов.)
[ ] , ( как будто ) , ( как будто ) .
4) Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока я дышать умею, я буду идти вперед. (Л. Ошанин.) ( Пока ) , ( пока ) , ( пока ) , [ О, ] .
Проверь себя.
1. [ ] , ( когда ) , ( когда , , ) .
2. ( Как ни ) , ( как ни ) ,но [ ] .
3. [ ] , ( что ) и ( что ) .
4. [ ] , ( что ) и ( как ) .
5. [ … ( когда ) и ( ) , … ] .
6. ( Когда ) , ( и ,и ) , [ то … ] .
7. [ …, ( когда ) , … ] , ( что ) .