Исследование «В чём богатство русского языка?» Команда «Юные исследователи» МКОУ СОШ с. Колено Екатериновского района Саратовской области
Боброва Олеся, Гущин Геннадий,
Журкина Кристина, Марцелёнис Дмитрий,
Шеховцов Анатолий
Руководители :
Маркелова Ирина Ивановна
Космынина Татьяна Ивановна
Цель исследования: - выяснить среди населения «В чём богатство русского языка?»; - познакомиться с высказываниями писателей о русском языке; - развивать интерес окружающих людей к богатствам русского языка и желание его обогащать.
Гипотеза: язык – живое, развивающееся явление.
План проведения исследования 1. Опрос населения. Анализ ответов. 2. Составление диаграммы. 3. Поиск интересных высказываний писателей о русском языке. 4. Вывод по найденной информации. 5. Создание презентации.
В опросе населения на тему «В чём богатство русского языка?» участвовала вся команда. Опрошено 39 человек. Результат удивил. Изучив ответы, мы не согласились с мнением 19 человек. Так как ответы были скудными. 17 человек удовлетворили нас своими ответами, но не в полной мере. И только трое достаточно ярко отразили богатство русского языка.
Среди ответов о богатстве русского языка популярными были мысли о его лексическом многообразии, звучности, о разнообразии интонационных оттенков, благозвучии, об изобразительных средствах выразительности. Единодушно отметили поэтичность языка, вспомнив А.Пушкина, С. Есенина, М. Лермонтова, Н Гоголя. Несколько человек (12) отметили влияние устного народного творчества на богатство языка.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение высказываний о русском языке известных писателей, единодушно говоривших о богатстве русского языка.
Наша команда в процессе работы отметила выразительность русского языка, обратив внимание на разнообразие синонимов и антонимов, наличие у слов прямого и переносного значения, экспрессивности и многозначности.
При этом уместно процитировать Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи»
В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово оно, что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать…»
Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного-то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «ты умей его, девица, повёртывать…», т. е. умей владеть словом, т.к. слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно многозначно.
Об этом же и интересные мысли писателей, найденные нами в процессе исследования.
Интересные мысли Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г. Белинский. Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. А.М. Горький. Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. Л.Н. Толстой.
Изучив предмет исследования, мы пришли к выводу, что русский язык активно пополняется за счет новых слов и значений. Язык – не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.
Одним словом - живое, развивающееся явление. Как сказал К.Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». Таким образом, с течением времени богатство языка пополняется.
Список литературы 1. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М. Просвещение. 1978. 2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М. Просвещение. 1988. 3. Интернет-ресурсы.
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А.А. Ахматова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!