СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Выразительные средства русской речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы данной презентации можно использовать при подговке к ЕГЭ по русскому языку и литературе. В ней отражены как универсальные средства выразительности, так и специальные. Презентация отличается наглядностью и доступностью изложения материала.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Выразительные средства русской речи"»

Выразительные средства русской речи Автор-составитель: Пак М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г. Искитима Новосибирской области

Выразительные средства русской речи

Автор-составитель: Пак М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5

г. Искитима Новосибирской области

«Неспециальные» (универсальные) лексические средства: 1 . Синонимы (контекстные), антонимы (контекстные), омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы, термины, заимствованные слова 4. Лексический повтор 5. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п.

«Неспециальные» (универсальные)

лексические средства:

1 . Синонимы (контекстные), антонимы (контекстные), омонимы, паронимы.

2. Фразеологизмы.

3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика),

в том числе и диалектизмы, профессионализмы,

историзмы, архаизмы,

неологизмы, окказионализмы,

термины, заимствованные слова

4. Лексический повтор

5. Тематические группы:

- общественно-политическая лексика,

- лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии,

- военная терминология и т.п.

  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ   Специальные лексические явления Художник пишет красками, поэт рисует словами...

  ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ  

Специальные

лексические явления

Художник пишет красками, поэт рисует словами...

Сравнение  – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки… В предложении речь идет о листочках мышках (Кто или что сравнивается) (С кем или чем сравнивается) и

Сравнение  – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…

В предложении речь идет о

листочках

мышках

(Кто или что сравнивается)

(С кем или чем сравнивается)

и

Метафора  – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.  В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.   С.А. Есенин В предложении речь идет об одном предмете – РЯБИНЕ .

Метафора  – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.

С.А. Есенин

В предложении

речь идет об одном предметеРЯБИНЕ .

Придумайте метафоры к словам:   луна, подсолнух, расческа, чайник, будильник, дождь. Но сначала вспомним алгоритм. Лампочка что делает?  — светит. Светит как что?  — как солнце. Где эта лампочка-солнце находится?  — дома. И  обычное слово  «лампочка» превращается в красивую метафору «домашнее солнце» . Последовательность сочинения метафоры Что? (Выбрать объект.) Что делает? (Назвать действие объекта.) На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.) Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.) П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.)

Придумайте метафоры к словам:   луна, подсолнух, расческа, чайник, будильник, дождь.

Но сначала вспомним алгоритм.

Лампочка что делает?  — светит.

Светит как что?  — как солнце.

Где эта лампочка-солнце находится?  — дома.

И  обычное слово  «лампочка» превращается

в красивую метафору «домашнее солнце» .

Последовательность сочинения метафоры

  • Что? (Выбрать объект.)
  • Что делает? (Назвать действие объекта.)
  • На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)
  • Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.)
  • П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.)
Аллегория – это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие. Источники аллегории – в национальных традициях народов и часто присутствуют на знаменах, эмблемах и других явлениях жизни, носящих устойчивый характер. Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.

Аллегория – это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие.

Источники аллегории – в национальных традициях народов и часто присутствуют на знаменах, эмблемах и других явлениях жизни, носящих устойчивый характер.

Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.

Басня И.А. Крылова ЛИСИЦА И ОСЕЛ

Басня И.А. Крылова

ЛИСИЦА И ОСЕЛ

"Отколе, умная , бредешь ты, голова ?" -

Лисица, встретяся с Ослом , его спросила.

"Сейчас лишь ото Льва!

Ну, кумушка, куда его девалась сила… "

  Ирония  (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Гипербола (греч. hyperbole) – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность) – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Мальчик-с-пальчик

Гипербола (греч. hyperbole) – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления.

В сто сорок солнц закат пылал

Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность) – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Мальчик-с-пальчик

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье... ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. ГТГ

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье...

ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. ГТГ

«Неспециальные» (универсальные) синтаксические средства: 1. Синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. Назывные предложения 3. Восклицательные предложения 4. Вопросительные предложения 5. Сравнительные придаточные 6. Неполные предложения 6. Цитирование 7. Разные ФОРМЫ РЕЧИ : диалог , монолог, “ скрытый” диалог, прямая речь

«Неспециальные» (универсальные)

синтаксические средства:

1. Синтаксическая структура предложений

(однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения),

2. Назывные предложения

3. Восклицательные предложения

4. Вопросительные предложения

5. Сравнительные придаточные

6. Неполные предложения

6. Цитирование

7. Разные ФОРМЫ РЕЧИ : диалог , монолог,скрытый” диалог, прямая речь

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ВОЗМОЖНОСТЯХ РУССКОГО СИНТАКСИСА

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ВОЗМОЖНОСТЯХ РУССКОГО СИНТАКСИСА

Визитная карточка термина Анафора   (в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в начале каждого предложения или стихотворной строки одного и того же слова или группы слов. Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой...

Визитная карточка термина

Анафора

  (в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в начале каждого предложения или стихотворной строки одного и того же слова или группы слов.

Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой...

Визитная карточка термина Эпифора   (в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. … Теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант ... Наука, живая, современная наука, сделалась теперь пестуном искусства, и без нее — невозможно вдохновение, бессилен талант !..

Визитная карточка термина

Эпифора

  (в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции.

Теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант ... Наука, живая, современная наука, сделалась теперь пестуном искусства, и без нее — невозможно вдохновение, бессилен талант !..

Визитная карточка термина Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) – прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:  Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин)

Визитная карточка термина

Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) – прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков.

Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден,

Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин)

Визитная карточка термина Градация  (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация»)  или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).   Кто Вы такая? Откуда Вы?! Ах, я смешной человек... Просто Вы дверь перепутали, Улицу, город и век (Б. Ш. Окуджава)

Визитная карточка термина

Градация  (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация»)  или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).  

Кто Вы такая? Откуда Вы?!

Ах, я смешной человек...

Просто Вы дверь перепутали,

Улицу, город и век

(Б. Ш. Окуджава)

Визитная карточка термина Инверсия  ( лат. перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом

Визитная карточка термина

Инверсия  ( лат. перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.

Белеет парус одинокий

в тумане моря голубом

Визитная карточка термина Парцелляция   (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Витамины  – надёжная основа здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно.

Визитная карточка термина

Парцелляция   (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Витамины – надёжная основа здоровья!

Использовать их эффективно.

Безопасно. Удобно.

Риторические фигуры Риторическое обращение   — это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь: Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой (Пушкин) Риторическое восклицание   – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно.   О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь) Риторический вопрос   – это  вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторические фигуры

Риторическое обращение   — это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой

(Пушкин)

Риторическое восклицание   – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно.

  О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь)

Риторический вопрос   – это  вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Визитная карточка термина Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет... Бессоюзие  заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов   придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины.

Визитная карточка термина

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет...

Бессоюзие  заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного.

Отсутствие союзов   придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины.

Визитная карточка термина Градация   (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация»)  или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).

Визитная карточка термина

Градация   (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация»)  или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).

Визитная карточка термина Фигура умолчания   -  это стилистическая фигура, недомолвка, прервание речи и оставление какой-либо темы вследствие волнения, отвращения, стыдливости и т.д. Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо . (И. С. Тургенев)

Визитная карточка термина

Фигура умолчания   -  это стилистическая фигура, недомолвка, прервание речи и оставление какой-либо темы вследствие волнения, отвращения, стыдливости и т.д.

Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо .

(И. С. Тургенев)

Практикум Август - астры,  Август - звёзды,  Август - грозди  Винограда и рябины...               (М. Цветаева) 2. Витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния 3. У меня зазвонил телефон.   – Кто говорит?   – Слон.   - Откуда?   – От верблюда.                   (К.И. Чуковский) 4. Сколько яблок! Яблок! 5. В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками. 6. На, кажется, надрезанном канате  Я маленький плясун.                                   (М. Цветаева)

Практикум

  • Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и рябины...             

(М. Цветаева)

2. Витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния

3. У меня зазвонил телефон.  – Кто говорит?  – Слон.  - Откуда?  – От верблюда.                 

(К.И. Чуковский)

4. Сколько яблок! Яблок!

5. В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

6. На, кажется, надрезанном канате Я маленький плясун.                                 

(М. Цветаева)

7. И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая « недообразованность ». 8. Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице. 9. Ветер, ветер -  На всём божьем свете!                      (А. Блок) 10.мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик . 11. Август - грозди   винограда и рябины   ржавый - август!                      (М. Цветаева) 12. Выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова . 13.  Полдень. Жарища страшная . 14. Она пришла ко мне вчера . Пришла и говорит... 15. Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

7. И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая « недообразованность ».

8. Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

9. Ветер, ветер - На всём божьем свете!                    

(А. Блок)

10.мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик .

11. Август - грозди  винограда и рябины  ржавый - август!                    

(М. Цветаева)

12. Выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова .

13.  Полдень. Жарища страшная .

14. Она пришла ко мне вчера . Пришла и говорит...

15. Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .

Проверь себя! Анафора Сравнение Вопросно-ответная форма изложения  Восклицательное предложение   (Риторическое восклицание) Эпитеты Инверсия Индивидуально-авторское слово (окказионализм) Контекстные антонимы Лексический повтор  Литота Метафора Метонимия Назывные предложения  Неполные предложения  Олицетворение

Проверь себя!

  • Анафора
  • Сравнение
  • Вопросно-ответная форма изложения 
  • Восклицательное предложение   (Риторическое восклицание)
  • Эпитеты
  • Инверсия
  • Индивидуально-авторское слово (окказионализм)
  • Контекстные антонимы
  • Лексический повтор 
  • Литота
  • Метафора
  • Метонимия
  • Назывные предложения 
  • Неполные предложения 
  • Олицетворение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя