Выразительные средства русской речи
Автор-составитель: Пак М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5
г. Искитима Новосибирской области
«Неспециальные» (универсальные)
лексические средства:
1 . Синонимы (контекстные), антонимы (контекстные), омонимы, паронимы.
2. Фразеологизмы.
3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика),
в том числе и диалектизмы, профессионализмы,
историзмы, архаизмы,
неологизмы, окказионализмы,
термины, заимствованные слова
4. Лексический повтор
5. Тематические группы:
- общественно-политическая лексика,
- лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии,
- военная терминология и т.п.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ
Специальные
лексические явления
Художник пишет красками, поэт рисует словами...
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки…
В предложении речь идет о
листочках
мышках
(Кто или что сравнивается)
(С кем или чем сравнивается)
и
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
С.А. Есенин
В предложении
речь идет об одном предмете – РЯБИНЕ .
Придумайте метафоры к словам: луна, подсолнух, расческа, чайник, будильник, дождь.
Но сначала вспомним алгоритм.
Лампочка что делает? — светит.
Светит как что? — как солнце.
Где эта лампочка-солнце находится? — дома.
И обычное слово «лампочка» превращается
в красивую метафору «домашнее солнце» .
Последовательность сочинения метафоры
- Что делает? (Назвать действие объекта.)
- На что похоже? (Выбрать другой объект, совершающий такое же действие.)
- Где? (Назвать место, где находится объект или где происходит действие объекта.)
- П. 3 + п. 4 = метафора. (Прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3.)
Аллегория – это вид художественной образности, когда реальное явление заменяет абстрактное понятие.
Источники аллегории – в национальных традициях народов и часто присутствуют на знаменах, эмблемах и других явлениях жизни, носящих устойчивый характер.
Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.
Басня И.А. Крылова
ЛИСИЦА И ОСЕЛ
"Отколе, умная , бредешь ты, голова ?" -
Лисица, встретяся с Ослом , его спросила.
"Сейчас лишь ото Льва!
Ну, кумушка, куда его девалась сила… "
Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Гипербола (греч. hyperbole) – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления.
В сто сорок солнц закат пылал
Литота (греч. litotes — простота, малость, умеренность) – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.
Мальчик-с-пальчик
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье...
ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
В.Е. Попков. Осенние дожди. Пушкин. 1974. ГТГ
«Неспециальные» (универсальные)
синтаксические средства:
1. Синтаксическая структура предложений
(однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения),
2. Назывные предложения
3. Восклицательные предложения
4. Вопросительные предложения
5. Сравнительные придаточные
6. Неполные предложения
6. Цитирование
7. Разные ФОРМЫ РЕЧИ : диалог , монолог, “ скрытый” диалог, прямая речь
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ВОЗМОЖНОСТЯХ РУССКОГО СИНТАКСИСА
Визитная карточка термина
Анафора
(в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в начале каждого предложения или стихотворной строки одного и того же слова или группы слов.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собой...
Визитная карточка термина
Эпифора
(в пер. с греч. — единоначатие ) – прием, основанный на повторе в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции.
… Теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант ... Наука, живая, современная наука, сделалась теперь пестуном искусства, и без нее — невозможно вдохновение, бессилен талант !..
Визитная карточка термина
Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) – прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков.
Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден,
Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин)
Визитная карточка термина
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация») или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).
Кто Вы такая? Откуда Вы?!
Ах, я смешной человек...
Просто Вы дверь перепутали,
Улицу, город и век
(Б. Ш. Окуджава)
Визитная карточка термина
Инверсия ( лат. перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.
Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом
Визитная карточка термина
Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Витамины – надёжная основа здоровья!
Использовать их эффективно.
Безопасно. Удобно.
Риторические фигуры
Риторическое обращение — это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой
(Пушкин)
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно.
О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь)
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
Визитная карточка термина
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет...
Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного.
Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины.
Визитная карточка термина
Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) – фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения ( «восходящая градация») или в порядке убывания значений (« нисходящая градация»).
Визитная карточка термина
Фигура умолчания - это стилистическая фигура, недомолвка, прервание речи и оставление какой-либо темы вследствие волнения, отвращения, стыдливости и т.д.
Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо .
(И. С. Тургенев)
Практикум
- Август - астры, Август - звёзды, Август - грозди Винограда и рябины...
(М. Цветаева)
2. Витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния
3. У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда.
(К.И. Чуковский)
4. Сколько яблок! Яблок!
5. В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
6. На, кажется, надрезанном канате Я маленький плясун.
(М. Цветаева)
7. И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая « недообразованность ».
8. Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
9. Ветер, ветер - На всём божьем свете!
(А. Блок)
10.мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик .
11. Август - грозди винограда и рябины ржавый - август!
(М. Цветаева)
12. Выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова .
13. Полдень. Жарища страшная .
14. Она пришла ко мне вчера . Пришла и говорит...
15. Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось .
Проверь себя!
- Анафора
- Сравнение
- Вопросно-ответная форма изложения
- Восклицательное предложение (Риторическое восклицание)
- Эпитеты
- Инверсия
- Индивидуально-авторское слово (окказионализм)
- Контекстные антонимы
- Лексический повтор
- Литота
- Метафора
- Метонимия
- Назывные предложения
- Неполные предложения
- Олицетворение