Составляющие готовности ребенка к обучению в школе
Специальная
готовность
Общая готовность
Психологическая, физическая и интеллектуальная готовность
тесная
Приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо )
взаимосвязь
Психологическая готовност ь - комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешность обучения ребенка в школе.
Физическая готовность включает состояние здоровья будущего школьника, его правильное телосложение, хорошую осанку, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольность, выносливость, координация) физическую и умственную работоспособность
Отношение ребенка с окружающими его взрослыми, где главный компонент – произвольность, т.е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций и принимать взрослого в новом качестве- в качестве учителя
Взаимоотношения со сверстниками, которые характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно- распределительной деятельности (игре, конструировании и т.д.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров
Отношение ребенка к самому себе
К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это и есть основной компонент готовности ребенка к новому образу жизни
Сформированность у ребенка позитивной мотивации учения
Основные параметры психологической готовности ребенка к обучению в школе
Интеллектуальная готовность включает в себя, в первую очередь,сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец и др.) навыков учебной деятельности, культуры умственного труда.
Способность воспринимать многообразные свойства и признаки предмета
Зрительная память на образной основе
Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении)
Развитие мыслительных операций – аналогия, сравнение, синтез
Эвристическое мышление
Способность перечислять различные свойства предметов, выделять существенные из них, слуховая память
на речевой основе
Развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа
Критичность мышления`
Основные показатели интеллектуальной готовности
Вербальный компонент`
Образный компонент
Специальная готовность к обучению в школе
уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром
Специальная готовность к школьному обучению включает в себя:
Формирование математических представлений, сенсомотор-
ное развитие ребенка, знакомство с системой сенсорных эталонов в процессе совершенствования перцептивных и интеллектуальных действий, ориентация во времени и пространстве
Формирование основ экологической культуры: понимание причинно-следственных связей окружающей действительности, соотнесение норм и правил индивидуального поведения со значимыми законами природы
Речевое развитие детей, которое предполагает синхронное совершенствование звуковой и смысловой сторон речевой деятельности, диалогической и монологической форм речи, развитие способности к активному слушанию и точному осмысленному воспроизведению различных по структуре текстов