Здания в форме шара
На первый взгляд кажется, что здания-шары принадлежат какому-то фантастическому будущему или инопланетным цивилизациям.
Проект для Киева
С просторов сети
В природе в круглых домах живут осы, и многие птицы стоят себе гнезда похожие на шарики.
Но здания - шары или почти шары встречаются и в настоящей человеческой архитектуре. Хотя и не часто.
Купол Фуллера. Монреаль 1967 г.
Париж. Район Дефанс.Кинотеатр.
Самое распространенное и очевидное применение шара как архитектурной формы – это планетарии.
Проект планетария (кенотаф Ньютона) арх. Этьен Луи Булле. XVIII век. В светлое время суток отверстия в сфере образовывали карту звездного неба. В темное время суток посетители могли изучать гигантскую астролябию. Высота 150 метров.
Снаружи архитектор подчеркивает, что это огромный шар .
Проект планетария арх. Этьен Луи Булле. XVIII век.
Планетарии легко узнают по круглой или вытянутой как яйцо крыше.
Планетарий Адлера 1930 г. Чикаго
Московский планетарий
Планетарий Галилео Галилея в Буэнос-Айресе
Полшара – это купол. Это уже совсем привычная для архитектуры форма.
Круглый купол на здании – это очень красиво!
Венеция. Церковь Санта-Мария дель Салюта
В куполе действует распор . Если вы попробуете сделать из бумаги арку – она будет стремится разогнуться. То же самое происходит и в арках из камня, и у куполов, только еще и в объеме.
Если бумагу не придавить камушками или не приклеить – арка будет разъезжаться.
Чтобы погасить распор в куполе, появляются в здании толстые стены, дополнительные маленькие купола и другие конструктивные детали.
Разрез Софии Константинопольской
Распор купола (диаметр 32 метра) переходит в боковые полукупола, а потом в толстые стены.
А в интерьере купол кажется легким и невесомым.
Купол св. Софии Константинопольской
У Пантеона, чтобы внутри был огромный ровный купол (полшара), стена становиться все толще и толще – так что снаружи купол почти не читается.
Римский Пантеон. II век н.э. Разрез.
Зато внутри – это потрясающе красивое пространство.
Интерьер Римского Пантеона II век н.э.
Купол собора св.Петра в Риме. Арх. Микеланджело. Диаметр купола 43 метра.
Маленькие купола могут и не иметь толстых стен или специальных укреплений.
Церковь Сан Катальдо в Палермо. XII век.
А вот большие купола приходится укреплять, толстыми стенами, констрфорсами или как во Флоренции на соборе Санта Мария дель Фьоре – ребрами жесткости.
Санта-Мария дель Фьоре. Главный купол. Нач. XV века. Арх. Филлипо Брунелески. Флоренция.
Но все эти сложности стоят того – купола – это очень красиво и внутри и снаружи.
Купол над скалой. Иерусалим VII век.
Вот тут архитектор даже подчеркивает такую «приплюснутость», делает шар «тяжелым».
Мантримандир. Зал для медитаций в Ауровилле.
Так как шар является поверхностью двоякой кривизны, то его нельзя сложить из одного листа бумаги, то совсем ровные шары встречаются редко – только если надувные из полиэтилена.
«Bubble Tree» Пьер Стефан Дюма
До XX века чтобы купол был ровным его приходилось вытачивать из камня или покрывать мелкой черепицей. Теперь можно отлить и ровные шары – из пластиков или железобетона. Но это все равно сложная техническая задача.
Баптистерий православных в Равенне. V век. Мозаика.
Проще сделать шар из маленьких плоскостей. Это так называемые «геодезические поверхности». Они простые в сборке, легкие и почти шары.
Павильон США на Всемирной выставке в Монреале 1967 года
Инженер и архитектор Ричард Фуллер
Климатрон в Миссурийском ботаническом саду. Геодезическая поверхность.
Крупные дома-шары – это именно геодезические поверхности. Вот такой эко-глобус собираются построить в Дубаи. Электроэнергию в нем будут получать посредством солнечных батарей, а воду будут перерабатывать прямо в здании.
Техносфера. Арх.Джеймс Ло.
Маленькие здания- шары могут быть сделаны из железобетона.
Нидерланды 1984 год. Район Bolwoningen Houses (bol - «шар» и woningen - «дом»). Арх. Дриез Крейкамп
А вот как там устроено все внутри.
Туалет и ванная комната ютятся в центре сферы рядом со спальней, на верхнем этаже трехэтажного строения расположена гостиная и крошечная кухня, внизу - прихожая.
Дома-шары из дерева. Это скорее гостиница для желающих пожить в лесу в гармонии с природой и помедитировать.
Вид снаружи и внутри. Арх. Том Чадли
Шары могут использоваться в архитектуре просто для украшения.
Венский Сецессион. 1898 г. Арх. Ольбрих.
Набережная Невы в Санкт-Петербурге
Попробуйте нарисовать дом-шар.
Оно может быть любым по размеру – или очень большим:
Архитектор Артур Скижали-Вейс
Архитектурная фантазия
А может быть небольшим или даже очень маленьким.
«Дом-гнездо» Арх. А.Скижали-Вейса
Это может быть дом, планетарий, научная станция на другой планете – не важно. Не забываем про масштабного человечка (или если шар огромный, что-то другое задающее размер)– чтобы зритель сразу видел, какого размера у вас здание-шар.
Художник Матиас Адольфссон
( M attias A dolfsson – рекомендую – у него много фантазийных домиков)
Попробуйте придумать как укрепить ваше здание-шар, чтобы он не пытался укатиться. Возможно, появятся интересные решения.
Худ. А.Головина
Художник Матиас Адольфссон
Дом-шарик. Проект А. Головиной
Творческих успехов!