СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация :"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подобраны школьные факторы риска и классификация здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация :"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"»

Здоровьесберегающие  технологии  в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». (Сократ)

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».

(Сократ)

Состояние здоровья выпускников школ Имеют хронические заболевания Text in here

Состояние здоровья выпускников школ

Имеют хронические заболевания

Text in here

За период обучения увеличивается число детей: с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 1,5 – 2 раза,  1 с нервными болезнями – в 2 раза 2 с аллергическими болезнями – в 3 раза 3 с близорукостью –    в 5 раз ! 4

За период обучения увеличивается число детей:

с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 1,5 – 2 раза,

1

с нервными болезнями – в 2 раза

2

с аллергическими болезнями – в 3 раза

3

с близорукостью –

в 5 раз !

4

Рост заболеваемости  у детей за последние 5 лет : онкологическими заболеваниями -        на 14% ,  болезней эндокринной системы –         на 29,8% , болезней крови - на 36,2% , астмы - на 43% , болезней органов пищеварения -        на 22,6% .

Рост заболеваемости у детей за последние 5 лет :

  • онкологическими заболеваниями - на 14% ,
  • болезней эндокринной системы –

на 29,8% ,

  • болезней крови - на 36,2% ,
  • астмы - на 43% ,
  • болезней органов пищеварения - на 22,6% .

      За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3% . с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих  хронические заболевания

За последние

10 лет

число здоровых

девушек-выпускниц

уменьшилось

с 28,3% до 6,3% .

с 40% до 75%

увеличилось

количество

девушек,

имеющих

хронические

заболевания

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Здоровье

это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

(из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Основные факторы здоровья

Основные факторы здоровья

Школьные факторы риска перегрузка учебных программ, интенсификация  учебного процесса несовершенство учебных программ и технологий авторитарный стиль преподавания отсутствие индивидуального подхода к учащимся Активно обсуждаемые и изучаемые использование преимущественно обучающих  технологий, в ущерб воспитательным недостаток двигательной активности учащихся неправильное питание учащихся несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса недостаточное финансирование школы

Школьные факторы риска

перегрузка учебных программ, интенсификация

учебного процесса

несовершенство учебных программ и технологий

авторитарный стиль преподавания

отсутствие индивидуального подхода к учащимся

Активно

обсуждаемые

и изучаемые

использование преимущественно обучающих

технологий, в ущерб воспитательным

недостаток двигательной активности учащихся

неправильное питание учащихся

несоблюдение гигиенических требований в

организации образовательного процесса

недостаточное финансирование школы

Школьные факторы риска дидактогенная организация образовательного процесса недостаточная психологическая культура  учебно-воспитательного процесса недостаточная компетентность педагогов в вопросах  здоровья, здоровьесберегающих технологий низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья Недостаточно обсуждаемые и изучаемые слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и  эффективной социально-психологической  адаптации в самостоятельной жизни неблагополучное состояние здоровья учителей недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)

Школьные факторы риска

дидактогенная организация образовательного

процесса

недостаточная психологическая культура

учебно-воспитательного процесса

недостаточная компетентность педагогов в вопросах

здоровья, здоровьесберегающих технологий

низкий уровень культуры здоровья учащихся,

их неграмотность в вопросах здоровья

Недостаточно

обсуждаемые

и изучаемые

слабое использование технологий, дающих

учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый

для поддержания психологического здоровья и

эффективной социально-психологической

адаптации в самостоятельной жизни

неблагополучное состояние здоровья учителей

недостаточное развитие у учителей личностных

качеств, необходимых для реализации

здоровьесберегающих технологий (толерантности,

доброжелательности, чувства юмора и др.)

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие технологии система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.

 Цель здоровьесберегающей педагогики  - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

 Задачи здоровьесбережения  в образовательном процессе заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся задача-минимум заключается в формировании,  укреплении здоровья учащихся, воспитании у них культуры здоровья, а также в охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье задача-оптимум

Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе

заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся

задача-минимум

заключается в формировании,

укреплении здоровья учащихся,

воспитании у них культуры здоровья, а также в охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье

задача-оптимум

Принципы    здоровьесбережения «Не навреди!» Комплексный, междисциплинарный подход Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Успех порождает успех Непрерывность и  преемственность Активность Субъект-субъектные  взаимоотношения Ответственность за свое  здоровье  Соответствие содержания и  организации обучения возрастным  особенностям учащихся

Принципы здоровьесбережения

«Не навреди!»

Комплексный,

междисциплинарный подход

Приоритет заботы о здоровье

учителя и учащегося

Успех порождает успех

Непрерывность и

преемственность

Активность

Субъект-субъектные

взаимоотношения

Ответственность за свое

здоровье

Соответствие содержания и

организации обучения возрастным особенностям учащихся

классификация  здоровьесберегающих       технологий  (по Н.К. Смирнову)  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).  З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).  4. Технологии обеспечения безопасности     жизнедеятельности (ТОБЖ).

классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.К. Смирнову)

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

4. Технологии обеспечения безопасности

жизнедеятельности (ТОБЖ).

здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса 1 технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников 2 разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями 3

здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

1

технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

2

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями

3

Обстановка и гигиенические условия в классе чистота температура и свежесть воздуха рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п.

Обстановка и гигиенические условия в классе

чистота

температура и свежесть воздуха

рациональность освещения класса и доски,

наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п.

Виды учебной деятельности, используемые учителем опрос учащихся письмо чтение слушание рассказ рассматривание наглядных пособий ответы на вопросы решение примеров, задач практические занятия и т. д .

Виды учебной деятельности, используемые учителем

опрос учащихся

письмо

чтение

слушание

рассказ

рассматривание наглядных пособий

ответы на вопросы

решение примеров, задач

практические занятия и т. д .

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Нормой считается 4-7 видов за урок. Продолжительность 7-10 минут .

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Продолжительность 7-10 минут .

Количество и чередование видов преподавания Словесный Наглядный Аудиовизуальный самостоятельная работа практическая работа и др. Норма: не менее трех за урок, смена через 10-15 минут. .

Количество и чередование видов преподавания

Словесный

Наглядный

Аудиовизуальный

самостоятельная работа

практическая работа и др.

Норма:

  • не менее трех за урок,
  • смена через 10-15 минут.

.

Наличие и место методов,  способствующих активизации  Метод свободного выбора свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества  Активные методы ученик в роли учителя, исследователя, ролевая игра, дискуссия, чтение действием, обсуждение в группах и др.  Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора

свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества

Активные методы

ученик в роли учителя, исследователя,

ролевая игра, дискуссия, чтение действием,

обсуждение в группах и др.

Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,

самооценки, взаимооценки

Позы учащихся и их чередование смена видов деятельности требует смены позы Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма

Позы учащихся и их чередование

смена видов деятельности требует смены позы

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки динамические паузы дыхательная гимнастика массаж активных точек гимнастика для глаз Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки

динамические паузы

дыхательная гимнастика

массаж активных точек

гимнастика для глаз

Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие мотивации  деятельности учащихся на уроке оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Внешняя мотивация стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу Стимуляция  внутренней мотивации

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Внешняя мотивация

стремление больше узнать,

радость от активности,

интерес к изучаемому материалу

Стимуляция

внутренней

мотивации

Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Эмоциональные разрядки на уроке шутка улыбка юмористическая или поучительная картинка поговорка, афоризм стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу музыкальная минутка четверостишие

Эмоциональные разрядки на уроке

шутка

улыбка

юмористическая или

поучительная картинка

поговорка, афоризм

стремление больше узнать,

радость от активности,

интерес к изучаемому материалу

музыкальная минутка

четверостишие

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Правильная организация урока Использование каналов восприятия основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Распределение интенсивности умственной деятельности Учет зоны работоспособности учащихся

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Правильная организация урока

Использование каналов восприятия

основные правила

построения урока

с позиции

здоровьесберегающих

технологий

Распределение интенсивности умственной деятельности

Учет зоны работоспособности учащихся

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока 8 0% 80% 5-25-я минута 60-40% 60- 40% 25-35-я минута 10 % 10% 35-40-я минута

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока

8 0%

80%

5-25-я минута

60-40%

60- 40%

25-35-я минута

10 %

10%

35-40-я минута

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Образовательные технологии  здоровьесберегающей направленности Технологии личностно-ориентированного обучения. Педагогика сотрудничества. Технологии развивающего обучения (ТРО). Технология уровневой дифференциации. Технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного.

Образовательные технологии

здоровьесберегающей направленности

Технологии личностно-ориентированного обучения.

Педагогика сотрудничества.

Технологии развивающего обучения (ТРО).

Технология уровневой дифференциации.

Технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного.

Режим динамических поз Конторки Задачи:  формирование правильной осанки  снятие утомляемости  координация движений

Режим динамических поз

Конторки

Задачи:

  • формирование правильной осанки
  • снятие утомляемости
  • координация движений
методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам) Зрительно-координатный тренажер (на потолке), коромысла-крестовины. Задачи: фиксация взора на соответствующий предмет; формирование осознанного переноса зрительного внимания с одного объекта на другой.

методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам)

Зрительно-координатный тренажер (на потолке), коромысла-крестовины.

Задачи:

  • фиксация взора на соответствующий предмет;
  • формирование осознанного переноса зрительного внимания с одного объекта на другой.
Окно Задачи:  снятие зрительного напряжения;  фиксация взора на соответствующий предмет;  снятие утомляемости;  пространственная ориентация. Бегущие огни Задачи:  световая стимуляция глаз;  снятие зрительного напряжения; расслабление глазной мышцы.

Окно

Задачи:

  • снятие зрительного напряжения;
  • фиксация взора на соответствующий предмет;
  • снятие утомляемости;
  • пространственная ориентация.

Бегущие огни

Задачи:

  • световая стимуляция глаз;
  • снятие зрительного напряжения;
  • расслабление глазной мышцы.

коврики для массажа стоп Физкультминутки, упражнения для предупреждения различных заболеваний классическая музыка во время самостоятельной работы и чтении

коврики для массажа стоп

Физкультминутки,

упражнения для предупреждения различных заболеваний

классическая музыка во время самостоятельной работы и чтении

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления владеть основами здорового образа жизни устанавливать контакт с коллективом учащихся Что педагог должен уметь наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение прогнозировать развитие своих учащихся моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей

Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике

анализировать педагогическую ситуацию в

условиях педагогики оздоровления

владеть основами здорового образа жизни

устанавливать контакт с коллективом учащихся

Что педагог

должен уметь

наблюдать и интерпретировать вербальное и

невербальное поведение

прогнозировать развитие своих учащихся

моделировать систему взаимоотношений в

условиях педагогики оздоровления

личным примером учить учащихся заботиться о

своем здоровье и здоровье окружающих людей

Здоровье учителя Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда.     (Конфуций)   61% педагогов отмечает наличие у себя хронических болезней 67% педагогов считает свое здоровье удовлетворительным и плохим 54% педагогов  имеют нарушения массы тела 70% педагогов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата

Здоровье учителя

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

(Конфуций)

61% педагогов отмечает наличие

у себя хронических болезней

67% педагогов

считает свое здоровье удовлетворительным и плохим

54% педагогов

имеют нарушения

массы тела

70% педагогов

имеют нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: 50 % 40 % 35 % 35% после 10-ти лет стажа после 15-ти лет стажа после 20-ти лет стажа

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

50 %

40 %

35 %

35%

после 10-ти лет стажа

после 15-ти лет стажа

после 20-ти лет стажа

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость) ларингит синдром хронической усталости гиподинамия остеохондроз

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

миопия (близорукость)

ларингит

синдром хронической усталости

гиподинамия

остеохондроз

Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: 2% ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО; ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ; 22% 23% УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ; 42% ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс:

2%

ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО;

ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;

22%

23%

УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ;

42%

ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья: Начинайте каждый день с чувством радости и поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Любите свою душу и тело. Старайтесь окружить их комфортом.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья:

  • Начинайте каждый день с чувством радости и поддерживайте это состояние в течение дня.
  • Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
  • Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
  • Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
  • Питайтесь регулярно и разнообразно.
  • Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  • Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  • Не переедайте на ночь.
  • Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Занимайтесь физическими упражнениями.
  • Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  • Любите свою душу и тело.
  • Старайтесь окружить их комфортом.
«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».  Р. Роллан

«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».

Р. Роллан

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !