Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».
(Сократ)
Состояние здоровья выпускников школ
Имеют хронические заболевания
Text in here
За период обучения увеличивается число детей:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 1,5 – 2 раза,
1
с нервными болезнями – в 2 раза
2
с аллергическими болезнями – в 3 раза
3
с близорукостью –
в 5 раз !
4
Рост заболеваемости у детей за последние 5 лет :
- онкологическими заболеваниями - на 14% ,
- болезней эндокринной системы –
на 29,8% ,
- болезней крови - на 36,2% ,
- астмы - на 43% ,
- болезней органов пищеварения - на 22,6% .
За последние
10 лет
число здоровых
девушек-выпускниц
уменьшилось
с 28,3% до 6,3% .
с 40% до 75%
увеличилось
количество
девушек,
имеющих
хронические
заболевания
Здоровье –
это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
(из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Основные факторы здоровья
Школьные факторы риска
перегрузка учебных программ, интенсификация
учебного процесса
несовершенство учебных программ и технологий
авторитарный стиль преподавания
отсутствие индивидуального подхода к учащимся
Активно
обсуждаемые
и изучаемые
использование преимущественно обучающих
технологий, в ущерб воспитательным
недостаток двигательной активности учащихся
неправильное питание учащихся
несоблюдение гигиенических требований в
организации образовательного процесса
недостаточное финансирование школы
Школьные факторы риска
дидактогенная организация образовательного
процесса
недостаточная психологическая культура
учебно-воспитательного процесса
недостаточная компетентность педагогов в вопросах
здоровья, здоровьесберегающих технологий
низкий уровень культуры здоровья учащихся,
их неграмотность в вопросах здоровья
Недостаточно
обсуждаемые
и изучаемые
слабое использование технологий, дающих
учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый
для поддержания психологического здоровья и
эффективной социально-психологической
адаптации в самостоятельной жизни
неблагополучное состояние здоровья учителей
недостаточное развитие у учителей личностных
качеств, необходимых для реализации
здоровьесберегающих технологий (толерантности,
доброжелательности, чувства юмора и др.)
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе
заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся
задача-минимум
заключается в формировании,
укреплении здоровья учащихся,
воспитании у них культуры здоровья, а также в охране здоровья педагогов и содействии им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье
задача-оптимум
Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!»
Комплексный,
междисциплинарный подход
Приоритет заботы о здоровье
учителя и учащегося
Успех порождает успех
Непрерывность и
преемственность
Активность
Субъект-субъектные
взаимоотношения
Ответственность за свое
здоровье
Соответствие содержания и
организации обучения возрастным особенностям учащихся
классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.К. Смирнову)
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
4. Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ).
здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
1
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
2
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями
3
Обстановка и гигиенические условия в классе
чистота
температура и свежесть воздуха
рациональность освещения класса и доски,
наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п.
Виды учебной деятельности, используемые учителем
опрос учащихся
письмо
чтение
слушание
рассказ
рассматривание наглядных пособий
ответы на вопросы
решение примеров, задач
практические занятия и т. д .
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Нормой считается 4-7 видов за урок.
Продолжительность 7-10 минут .
Количество и чередование видов преподавания
Словесный
Наглядный
Аудиовизуальный
самостоятельная работа
практическая работа и др.
Норма:
- не менее трех за урок,
- смена через 10-15 минут.
.
Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора
свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества
Активные методы
ученик в роли учителя, исследователя,
ролевая игра, дискуссия, чтение действием,
обсуждение в группах и др.
Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,
самооценки, взаимооценки
Позы учащихся и их чередование
смена видов деятельности требует смены позы
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки
динамические паузы
дыхательная гимнастика
массаж активных точек
гимнастика для глаз
Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Внешняя мотивация
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу
Стимуляция
внутренней
мотивации
Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Эмоциональные разрядки на уроке
шутка
улыбка
юмористическая или
поучительная картинка
поговорка, афоризм
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу
музыкальная минутка
четверостишие
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Правильная организация урока
Использование каналов восприятия
основные правила
построения урока
с позиции
здоровьесберегающих
технологий
Распределение интенсивности умственной деятельности
Учет зоны работоспособности учащихся
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока
8 0%
80%
5-25-я минута
60-40%
60- 40%
25-35-я минута
10 %
10%
35-40-я минута
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Образовательные технологии
здоровьесберегающей направленности
Технологии личностно-ориентированного обучения.
Педагогика сотрудничества.
Технологии развивающего обучения (ТРО).
Технология уровневой дифференциации.
Технология раскрепощённого развития детей В. Ф. Базарного.
Режим динамических поз
Конторки
Задачи:
- формирование правильной осанки
- снятие утомляемости
- координация движений
методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно - сигнальных сюжетов (картинки и цифры по углам)
Зрительно-координатный тренажер (на потолке), коромысла-крестовины.
Задачи:
- фиксация взора на соответствующий предмет;
- формирование осознанного переноса зрительного внимания с одного объекта на другой.
Окно
Задачи:
- снятие зрительного напряжения;
- фиксация взора на соответствующий предмет;
- снятие утомляемости;
- пространственная ориентация.
Бегущие огни
Задачи:
- световая стимуляция глаз;
- снятие зрительного напряжения;
- расслабление глазной мышцы.
коврики для массажа стоп
Физкультминутки,
упражнения для предупреждения различных заболеваний
классическая музыка во время самостоятельной работы и чтении
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
анализировать педагогическую ситуацию в
условиях педагогики оздоровления
владеть основами здорового образа жизни
устанавливать контакт с коллективом учащихся
Что педагог
должен уметь
наблюдать и интерпретировать вербальное и
невербальное поведение
прогнозировать развитие своих учащихся
моделировать систему взаимоотношений в
условиях педагогики оздоровления
личным примером учить учащихся заботиться о
своем здоровье и здоровье окружающих людей
Здоровье учителя
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
(Конфуций)
61% педагогов отмечает наличие
у себя хронических болезней
67% педагогов
считает свое здоровье удовлетворительным и плохим
54% педагогов
имеют нарушения
массы тела
70% педагогов
имеют нарушения опорно-двигательного аппарата
Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
50 %
40 %
35 %
35%
после 10-ти лет стажа
после 15-ти лет стажа
после 20-ти лет стажа
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
миопия (близорукость)
ларингит
синдром хронической усталости
гиподинамия
остеохондроз
Осознание педагогами фактора негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс:
2%
ПРОЯВЛЯЮТ СЕБЯ АГРЕССИВНО;
ИСПЫТЫВАЮТ АППАТИЮ, ЖЕЛАНИЕ УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;
22%
23%
УЧИТЕЛЕЙ ПОДВЕРЖЕНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЗРЫВАМ;
42%
ПЕДАГОГАМ ХАРАКТЕРНА РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.
Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья:
- Начинайте каждый день с чувством радости и поддерживайте это состояние в течение дня.
- Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
- Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
- Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
- Питайтесь регулярно и разнообразно.
- Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
- Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
- Не переедайте на ночь.
- Спите не менее 8-ми часов в сутки.
- Занимайтесь физическими упражнениями.
- Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
- Любите свою душу и тело.
- Старайтесь окружить их комфортом.
«Здоровье так же заразительно, как и болезнь».
Р. Роллан
Спасибо за внимание !