Тема | Прямоугольный параллелепипед. |
Цели темы: | Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, его развертка; выработать первичное умение выполнять изображения параллелепипеда. Цели по содержанию: - Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, учить изображать прямоугольный параллелепипед. - Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации. - Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемый результат: | Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда; Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; Познавательные УУД: формировать навыки построения чертежа пространственной фигуры; уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения; Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. |
Ресурсы | 1.УМК учебник Дорофеева Г.В. Математика, 5 класс; компьютер, медиапроектор карточки-задания, модели прямоугольного параллелепипеда. 2. Презентация к уроку. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР | УУД |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | Я рада приветствовать Вас на уроке математики. Сегодня мы с вами отправимся в путь за новыми открытиями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания. Прочитайте известное высказывание Анатоля Франца, которое и будет девизом нашего урока. Как Вы понимаете эти слова? Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые знания по математике. | Приветствие. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц). Выслушиваются ответы учеников. | Слайд №1 Слайд №2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: самоорганизация, мотивация учения. |
2 | Актуализация знаний и проверка д/з | Устный счет Мы будем решать примеры, вы будете мне называть ответ и букву, которая ей соответствует исходя из таблицы. Я буду прикреплять эти буквы на доске. В конце мы получим слово. Какое слово мы получили? Давайте проговорим это слово по слогам все вместе. Образуйте прилагательное, соединив слова «прямой» и «угол», которое отвечает на вопрос какой. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся отвечают на вопросы. ПА-РАЛ-ЛЕ-ЛЕ-ПИ-ПЕД ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ | Слайд №3 Слайд №4 | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Кто уже догадался и может мне сформулировать тему нашего урока? Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед». Откройте тетради и запишите в них число, классная работа и тему урока. Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Обобщить цели и прикрепить их на доске | Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь: Прямоугольный параллеллепипед Отвечают: Что такое прямоугольный параллелепипед? Как он выглядит? Из чего он состоит? Как его изобразить? | Слайд №5 На доске | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
4 | Открытие нового знания. | Что общего у тел, изображенных на рисунке? Они напоминают тело, которое называется прямоугольным параллелепипедом. Все эти рисунки напоминают прямоугольный параллелепипед? Пока это не понятно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за многогранник такой. Посмотрите на следующий рисунок. Какие предметы на рисунках не имеют форму прямоугольного параллелепипеда? Лабораторная работа – исследование (работа в парах) Давайте поработаем с моделями параллелепипеда и заполним таблицу, которые лежат у вас на столе. Посмотрите внимательно параллелепипед со всех сторон. Изучите его. Снизу, сверху и с боков он ограничен гранями. Какой геометрической фигурой является каждая грань? Запишите в таблицу. Задание № 1. - Есть ли у параллелепипеда грани одинаковых размеров? Закрасьте равные грани одним цветом. Сколько граней вы закрасили? Сколько граней у нас осталось не закрашено? Посмотрите на экран. Грани параллелепипеда имеют названия. Их принято еще называть: Красные – верхние и нижние Зеленые – передние и задние Желтые – боковые или левая и правая. Сколько всего граней у нас получилось? Запишите в таблицу кол-во граней. Что вы можете сказать про противоположные грани параллелепипеда? Давайте назовем грани у параллелепипеда, данного на экране. Задание № 2. Возьмите фломастеры разных цветов. Какие геометрические фигуры являются ребрами? Обведите одним и тем же цветом равные ребра вашего многогранника. Посчитайте, сколько таких ребер у вас получилось? Запишите результат исследования в таблицу. Берем другой цвет и находим еще равные ребра. Сколько еще равных ребер нашли? Есть ли еще равные ребра, не отмеченные нами? Сколько таких ребер получилось? А сколько всего получилось ребер? Запишите в таблицу. Давайте назовем ребра у параллелепипеда, данного на экране. Хорошо! Задание № 3. Какие геометрические фигуры будут являться вершинами? Возьмите простой карандаш и отметьте на вашей модели все вершины. - А теперь давайте дадим название нашему параллелепипеду и проверим таблицу, которую мы заполнили. - Таким образом, подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать о том, что такое прямоугольный параллелепипед? Три ребра прямоугольного параллелепипеда, которые сходятся в одной вершине, назавают его длиной, шириной, высотой. Найдите их на вашей модели. | Отвечают на вопросы. Элементы | Геометрическая фигура | Кол-во | Грани | | | Ребра | | | Вершины | | | Прямоугольником 2 2 2 6 Они равны Отрезки 4 4 4 12 Называют по рисунку слайда Точки 8 Называют по рисунку слайда Проверяют таблицу Прямоугольный параллелепипед – это многогранник, гранями которого являются 6 прямоугольников Показывают на модели. | Слайд № 6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 Слайд №18 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: оценивание усваиваемого материала. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
5 | Физкультминутка. | | Выполняют упражнения | Слайд №17 | Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке. |
6 | Первичное закрепление | А теперь давайте посмотрим, как выполнить построение прямоугольного параллелепипеда в тетради. Для этого существует определенный алгоритм. Выполняем построение в тетрадях. Вам потребуется простой карандаш и линейка. Давайте обратимся к алгоритму, который у вас лежит на столе. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда 1. Изобразить видимую (переднюю) грань в форме прямоугольника 2. Изобразить заднюю грань такой же формы, сдвинув её на 2 клетки вверх и на 2 клетки вправо. 3. Соединить вершины граней. 4. Невидимые ребра ластиком превратить в пунктирные линии. 5. Обозначить вершины заглавными латинскими буквами. Задание. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Давайте посмотрим, какие еще предметы имеют форму параллелепипеда. Таким образом, мы понимаем, что многие окружающие нас предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Какой из представленных предметов, вы бы с легкостью смогли разобрать? Давайте разрежем коробку по вертикальному ребру. Получилась РАЗВЕРТКА. Как вы думаете, для чего нам нужна развертка? Вы тоже можете дома попробовать склеить прямоугольный параллелепипед, используя для этого развертку. | Смотрят ролик. Выполняют построение. тумбочка, шкаф, ящик, книга, комната. - Чтобы понять из каких фигур состоит прямоугольный параллелепипед. - Чтобы склеить и собрать модель прямоугольного параллелепипеда. | Слайд №19 Слайд №20 Слайд №21 Слайд №22 | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
7 | Организация первичного контроля | У вас на парте лист для выполнения следующего задания. Используя рисунки, представленные на слайде, ответьте на вопросы, данные в карточке. Ключ и критерии на слайд. Взаимопроверка, выставление оценок. | Самостоятельное решение в карточке. Взаимопроверка. | Слайд №23 Слайд №24 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8 | Информация о домашнем задании | Краткое пояснение домашнего задания. п.10.2 прочитать; № 937, № 939 По желанию: по развертке склеить прямоуг. параллелепипед | Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания. | Слайд №25 | |
9 | Итог урока (рефлексия) | Ребята, давайте обратимся к целям нашего урока. Мы достигли, поставленных целей? (вернуться к целям на доске) Ребята, оцените свою работу на уроке, используя лестницу успеха. Спасибо, ребята, за урок. | Что такое прямоугольный параллелепипед? Как он выглядит? Из чего он состоит? Как его изобразить? Ученики анализируют свою работу на уроке. | Слайд №26 Слайд №27 Слайд №28 | Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |