СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

Учитель: Трофименко Анастасия Юрьевна

Класс: 7

Тема: «Причастие как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный дидактический материал; мультимедийный проектор; компьютер.

Планируемые результаты:

предметные: знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.

метапредметные: умение адекватно воспринимать информацию, владение аудированием и чтением, говорением и письмом; способность правильно излагать свои мысли в устной форме; воспроизводить текст с помощью схемы; умение определять результаты учебной деятельности.

Ход урока

  1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Желаю всем хорошего настроения и продуктивного урока.

  1. Мотивация (стадия вызова).

На доске записаны слова. СЛАЙД Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать? Обсудите в парах

Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.

Назовите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.

Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии: СЛАЙД

Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени

и глагола силу.

М.В. Ломоносов

Записываем число и тему урока.

Перед вами лежат листы оценивания работы на уроке, ознакомьтесь с критериями. На каждом этапе урока выставляем баллы в листок.

Лист оценки

Задание

Баллы

Верные и неверные утверждения:

-всё правильно-3 б.

-1-2 ошибки-2б.

-3 и более ошибок-0б.


Закрепление. Задание 1.

Выписано правильно – 1б.

Выписано неправильно – 0б.


Закрепление. Задание 2.

За каждое верно составленное словосочетание-1б. (максимум 4б.)

За каждое верно составленное предложение-1б. (максимум 2 б.)


Устные ответы (активность от 1 до 3 б.)


«5» - 12-13 баллов

«4» - 8-11 баллов

«3»- 5 - 7 баллов

«2» - 0-4 балла

Оценка:



III. Целеполагание

Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?

Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями; учитель фиксирует цели на доске).


IV. Планирование и осмысление.

1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?

Причастие имеет признаки глагола:

вид – совершенный (решивший);

несовершенный (решавший);

время – настоящее (засыпающий);

прошедшее (заснувший);

возвратность – возвратное (обидевшийся);

невозвратное (обидевший);

признаки прилагательного:

род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее;

число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие;

падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем;

Может иметь краткую форму – построен, нарисована.

Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол)

Желтеющий лист = лист, который желтеет

Засеянное поле = поле, которое засеяли

Причастия бывают действительные и страдательные.

В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого

«V» – знаю;

«+» – новое;

«?» – есть вопросы.

Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста.


- Какая информация была вам знакома?

- Почему М.В.Ломоносов говорит, что в нем «имени и глагола сила»

- Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?

- Какие синтаксические функции выполняет причастие?


  1. Приём «Зигзаг»

Каждый ученик получает вопрос, изучает информацию в учебнике и раздаточном материале, составляет кластер, схему, таблицу (на выбор). Затем ученики объединяются в группы (1 группа: вопрос №1; 2 группа: вопрос №2; 3 группа: вопрос №3), обсуждают, презентуют свой материал всему классу.

Вопрос №1: «Что такое причастие, происхождение причастий»

Вопрос №2: «Время причастий»

Вопрос №3: «Синтаксическая роль причастий. Причастный оборот»


3. Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.

  • Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

  • Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

  • Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

  • Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

  • Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

  • Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

  • Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте (работа с теорией в учебнике)


4. Первичное закрепление новых знаний СЛАЙД

Задание 1:

Выпишите словосочетание с причастием. Докажите, что это слово является причастием.

Задание 2 СЛАЙД

Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.

Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища по слайду.

Задание 3

Сравните 2 текста. СЛАЙД

1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

(Ф. Нестеров)


1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка.

2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.

(Ф. Нестеров)

1. Сравните первые два предложения.

-Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

-В чем удобство употребления причастия в данном случае?

(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)

-Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?

2. Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.


СЛАЙД

Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)

Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.

V. Рефлексия

1.Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.

2. Оцените свою активность на уроке, заполните оценочные листы.


Домашнее задание (тема на выбор, слабоуспевающие учащиеся получают памятки по написанию сочинения-рассуждения)

Сочинение – рассуждение

1.«Причастие – это уникальная часть речи»

2.Докажите верность высказывания В. Даля о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».





5