Учитель: Трофименко Анастасия Юрьевна
Класс: 7
Тема: «Причастие как часть речи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный дидактический материал; мультимедийный проектор; компьютер.
Планируемые результаты:
предметные: знание грамматических признаков причастия, опознавание указанных единиц в тексте, употребление их в соответствии с нормами речи.
метапредметные: умение адекватно воспринимать информацию, владение аудированием и чтением, говорением и письмом; способность правильно излагать свои мысли в устной форме; воспроизводить текст с помощью схемы; умение определять результаты учебной деятельности.
Ход урока
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Желаю всем хорошего настроения и продуктивного урока.
Мотивация (стадия вызова).
На доске записаны слова. СЛАЙД Что объединяет их? Разделите их на две группы, по какому признаку можно это сделать? Обсудите в парах
Белый, в белизне, белеет, белеющий, белизна, белая, белеют, белели.
Назовите однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются. Какое слово вызвало затруднение.
Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии: СЛАЙД
Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени
и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Записываем число и тему урока.
Перед вами лежат листы оценивания работы на уроке, ознакомьтесь с критериями. На каждом этапе урока выставляем баллы в листок.
Лист оценки
Задание | Баллы |
Верные и неверные утверждения: -всё правильно-3 б. -1-2 ошибки-2б. -3 и более ошибок-0б. | |
Закрепление. Задание 1. Выписано правильно – 1б. Выписано неправильно – 0б. | |
Закрепление. Задание 2. За каждое верно составленное словосочетание-1б. (максимум 4б.) За каждое верно составленное предложение-1б. (максимум 2 б.) | |
Устные ответы (активность от 1 до 3 б.) | |
«5» - 12-13 баллов «4» - 8-11 баллов «3»- 5 - 7 баллов «2» - 0-4 балла |
Оценка: | |
III. Целеполагание
Давайте попробуем предположить, что же такое причастие?
Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями; учитель фиксирует цели на доске).
IV. Планирование и осмысление.
1. Прием ИНСЕРТ. Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков.
| Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол изменяется по временам, лицам, числам и родам. В предложении обычно бывает сказуемым. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие? Причастие имеет признаки глагола: вид – совершенный (решивший); несовершенный (решавший); время – настоящее (засыпающий); прошедшее (заснувший); возвратность – возвратное (обидевшийся); невозвратное (обидевший); признаки прилагательного: род – ж.р. бегущая, м.р. бегущий, с.р. бегущее; число – ед. ч. рисующий, мн. ч. рисующие; падеж – и.п. живущий, р.п. живущего, д.п. живущему, в.п. живущего, т.п. живущим, п.п. о живущем; Может иметь краткую форму – построен, нарисована. Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол) Желтеющий лист = лист, который желтеет Засеянное поле = поле, которое засеяли Причастия бывают действительные и страдательные. В предложении чаще всего являются определениями и частью составного именного сказуемого |
«V» – знаю;
«+» – новое;
«?» – есть вопросы.
Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или 4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе). Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу чтения текста.
- Какая информация была вам знакома?
- Почему М.В.Ломоносов говорит, что в нем «имени и глагола сила»
- Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?
- Какие синтаксические функции выполняет причастие?
Приём «Зигзаг»
Каждый ученик получает вопрос, изучает информацию в учебнике и раздаточном материале, составляет кластер, схему, таблицу (на выбор). Затем ученики объединяются в группы (1 группа: вопрос №1; 2 группа: вопрос №2; 3 группа: вопрос №3), обсуждают, презентуют свой материал всему классу.
Вопрос №1: «Что такое причастие, происхождение причастий»
Вопрос №2: «Время причастий»
Вопрос №3: «Синтаксическая роль причастий. Причастный оборот»
3. Прием «Верные и неверные утверждения»
Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.
Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?
Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?
Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?
Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?
Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?
Верите ли вы, что есть только действительные причастия?
Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?
Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Чтобы разрешить все сомнения, предлагаем найти ответы в учебном тексте (работа с теорией в учебнике)
4. Первичное закрепление новых знаний СЛАЙД
Задание 1:
Выпишите словосочетание с причастием. Докажите, что это слово является причастием.
Задание 2 СЛАЙД
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ. и составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища по слайду.
Задание 3
Сравните 2 текста. СЛАЙД
1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два березовых листка, которые пожелтели
2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.
(Ф. Нестеров)
1)Мне все вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два пожелтевших березовых листка.
2)Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. 3)Любопытные листики, путешествовавшие по воздуху, решили заглянуть туда.
(Ф. Нестеров)
1. Сравните первые два предложения.
-Какой вариант вам кажется наиболее удачным?
-В чем удобство употребления причастия в данном случае?
(Делается вывод: употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой, выразительной.)
-Есть ли в данном тексте еще причастия, выпишите его(их) вместе со словом, к которому оно относится. Перестроим это предложение оборотом со словом который. Какое предложение красивее?
2. Давайте докажем справедливость слов М.А. Ломоносова о том, что «причастия» служат к сокращению человеческого слова. Для этого замените глаголы в предложениях причастием.
СЛАЙД
Птицы, которых испугал внезапный шум, поднялись ввысь. (Испуганные внезапным шумом птицы поднялись ввысь.)
Я глядел на кудрявый лес, который дышал прохладой. (Я глядел на кудрявый лес, дышащий прохладой.) Определите время причастий.
V. Рефлексия
1.Давайте вернемся к утверждениям, из которых мы выбирали верные и неверные, и скорректируем свои знания.
2. Оцените свою активность на уроке, заполните оценочные листы.
Домашнее задание (тема на выбор, слабоуспевающие учащиеся получают памятки по написанию сочинения-рассуждения)
Сочинение – рассуждение
1.«Причастие – это уникальная часть речи»
2.Докажите верность высказывания В. Даля о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
5