Причастие как часть речи
http://aida.ucoz.ru
А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:
« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».
http://aida.ucoz.ru
Запись в раздел словаря
«Говори правильно».
тОрты,тОртов,тОртами
щавЕль,звонИт,пОрты
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.
Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.
- Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? .)
— Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные
или временные — называют они?
— Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч?
( Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним
совершаются.)
- — Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает
- сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
Запись на доске и в тетрадях:
Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам.
Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.
- Причастие можно заменить сочетанием
- «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени).
- Желтеющий лист = лист, который желтеет
- Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали
- А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного.
- Блестящий актёр – талантливый актёр
На какие части речи
похоже причастие?
Причастие имеет
свойства прилагательного
Причастие имеет
- Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
свойства глагола
- Имеет совершенный и несовершенный вид
- Имеет настоящее и прошедшее время
- Изменяется по числам, а в единственном числе по родам
- Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов.
- Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь).
- — Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным.
- Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным.
- Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия?
- Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и
- числам.
Отличие №1
обращает на себя внимание суффикс, с помощью которого образовано причастие : в данном случае это суффикс –ЯЩ: веселиться → весел ЯЩ ийся. Таких суффиксов не бывает у прилагательных, а вот у причастий они как раз очень распространены.
Таким образом, помочь в «узнавании» причастия могут ещё и внешние признаки: набор суффиксов, которые очень ярко их отличают:
- - ащ(-ящ), -ущ (-ющ) — вис ЯЩ ий, по ЮЩ ий,
- - Вш, -ш,-т — увиде ВШ ий, возник Ш ий, поли Т ый
- - Ом (- ем ), - им — невес ОМ ый, вообража ЕМ ый, вид ИМ ый .
- Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
- -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
- Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.
Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча;
На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.
О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?". — Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)
- Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы:
- -что такое причастие;
- -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.
Горячий, горелый, гор ящ ий, горя.___________________________
Зрячий, зримый, зрелый, зре ющ ий.__________________________
Играючи, играем, игривый, игра ющ ий.______________________
Лежачий, леж ащ ий, лежалый, лежим.________________________
Певучий, певчий, певший, _________________________
- Проверочная работа. I в а р и а н т
- I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Черне ющ ая пропасть; 4. спелый крыжовник;
- 2. черная ночь; 5. теплый дождь.
- 3. белого цвета;
- II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Мокрый снег; 4. лая вш ая собака;
- 2. синее небо; 5. темный горизонт.
- 3. поспевающий крыжовник;
- III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Сто ящ ий мальчик; 4. светлое небо;
- 2. засеянное поле; 5. собр анн ые грибы.
- 3. лет ящ ая птица;
- IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
- 2. горячая печь; 5. последний лист.
- 3. спеющая ягода;
- I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь;
- 2. висячая лампа; 5. летучая мышь;
- 3. летящая птица; 6. зеленый дуб.
- II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава;
- 2. читальный зал; 5. каменный дом;
- 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы.
- III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег;
- 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака;
- 3. высохшая трава; 6. желтая рожь.
- IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
- 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор;
- 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы;
- 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Рассмотрим пример действительных причастий:
Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
1.книга, читаемая мальчиком;
2.дом, спроектированный архитектором;
3.дверь, открытая мамой.
Двадцать пятое октября
Классная работа
Удачливый –какой?
Удачлив-каков?
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Подг. О рать, подг О реть, заг А р, заг О релый, под гОр еть, на гОр еть, вы гОр еть, за гОр еть,
до гОр али, гО_релки, раз гОр ается, гОр елка, при гОр ать, распо лОж иться, с лАг а емые, пол О г,
предпо лОж ить; недо рОс ль, подр А ст и, воз рАст , под рАст ать, р_Аст ения, Р_ О стов, водор О сли
КАРТОЧКА.1. Учащимся нужны (не) вызубр енн ые, а осозн анн ые правила. 2. ( Не ) обдум анн ый, а опрометчивый поступок часто приводит к печальным последствиям. 3. Вдалеке слышится гром, ( не ) раскатыва ющ ийся, а глухо рокоч ущ ий. 4. В палатке мы увидели ( не ) разброс анн ые, а аккуратно слож енн ые рюкзаки. 5. Дорога шла между полей ( не ) созре вш ей, но уже принявшей восковую окраску пшенице. 6.( Не ) сморщ енн ые мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.
1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые_______ слова. 2. Ученик (не)ув..жающий _______ сам не заслуживает уважения. 3. (Не)пр..ученному______ ребёнку будет очень трудно в жизн... 4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее____ ____. 5. Ученик (не)выполнивший____ ____не сможет как следует понять об..снение нового материала. 6. А на каком основан.. ты (не)помогавший__________ претендуешь на помощь товарищей?
Выберите условные знаки,
соответствующие
вашей работе на уроке
!
- Мне всё понятно, я всё усвоил
?
- У меня есть вопросы
-
- Мне надо ещё раз всё повторить