СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

Причастие как часть речи http://aida.ucoz.ru

Причастие как часть речи

http://aida.ucoz.ru

А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий: « Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом». http://aida.ucoz.ru

А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:

« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».

http://aida.ucoz.ru

Запись в раздел словаря «Говори правильно».  тОрты,тОртов,тОртами щавЕль,звонИт,пОрты

Запись в раздел словаря

«Говори правильно».

тОрты,тОртов,тОртами

щавЕль,звонИт,пОрты

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.

Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.

  Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

  • Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? .) — Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? — Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? ( Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.)

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? .)

— Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные

или временные — называют они?

— Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч?

( Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним

совершаются.)

— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
  • — Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает
  • сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
Запись на доске и в тетрадях:   Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам. Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.

Запись на доске и в тетрадях:

Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам.

Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.

ЗАПОМНИ: Причастие можно заменить сочетанием «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Желтеющий лист = лист, который желтеет Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного. Блестящий актёр – талантливый актёр
  • ЗАПОМНИ:
  • Причастие можно заменить сочетанием
  • «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени).
  • Желтеющий лист = лист, который желтеет
  • Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали
  • А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного.
  • Блестящий актёр – талантливый актёр
На какие части речи похоже причастие? Причастие имеет свойства прилагательного Причастие имеет  Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? свойства глагола   Имеет совершенный и несовершенный вид   Изменяется по падежам   Имеет настоящее и прошедшее время  Изменяется по числам, а в единственном числе по родам

На какие части речи

похоже причастие?

Причастие имеет

свойства прилагательного

Причастие имеет

  • Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

свойства глагола

  • Имеет совершенный и несовершенный вид

  • Изменяется по падежам

  • Имеет настоящее и прошедшее время
  • Изменяется по числам, а в единственном числе по родам
Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов. Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь). — Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным. Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия? Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и числам.
  • Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов.
  • Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь).
  • Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным.
  • Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным.
  • Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия?
  • Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и
  • числам.
Отличие №1 обращает на себя внимание суффикс, с помощью которого образовано причастие : в данном случае это суффикс   –ЯЩ:  веселиться → весел ЯЩ ийся.  Таких суффиксов не бывает у прилагательных, а вот у причастий они как раз очень распространены. Таким образом, помочь в «узнавании» причастия могут ещё и внешние признаки: набор суффиксов, которые очень ярко их отличают: - ащ(-ящ), -ущ (-ющ) — вис ЯЩ ий, по ЮЩ ий, - Вш, -ш,-т — увиде ВШ ий, возник Ш ий, поли Т ый - Ом (- ем ), - им — невес ОМ ый, вообража ЕМ ый,  вид ИМ ый .

Отличие №1

обращает на себя внимание суффикс, с помощью которого образовано причастие : в данном случае это суффикс   –ЯЩ:  веселиться → весел ЯЩ ийся.  Таких суффиксов не бывает у прилагательных, а вот у причастий они как раз очень распространены.

Таким образом, помочь в «узнавании» причастия могут ещё и внешние признаки: набор суффиксов, которые очень ярко их отличают:

  • - ащ(-ящ), -ущ (-ющ) — вис ЯЩ ий, по ЮЩ ий,
  • - Вш, -ш,-т — увиде ВШ ий, возник Ш ий, поли Т ый
  • - Ом (- ем ), - им — невес ОМ ый, вообража ЕМ ый,  вид ИМ ый .
Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
  • Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
  • -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.         Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча;
  • Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

        Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча;

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов. О причастиях Ломоносов писал:

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.

О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?". Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)

Закрепление материала: Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы: -что такое причастие; -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
  • Закрепление материала:
  • Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы:
  • -что такое причастие;
  • -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак. Горячий, горелый, гор ящ ий, горя.___________________________ Зрячий, зримый, зрелый, зре ющ ий.__________________________ Играючи, играем, игривый, игра ющ ий.______________________ Лежачий, леж ащ ий, лежалый, лежим.________________________ Певучий, певчий, певший, _________________________

Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, гор ящ ий, горя.___________________________

Зрячий, зримый, зрелый, зре ющ ий.__________________________

Играючи, играем, игривый, игра ющ ий.______________________

Лежачий, леж ащ ий, лежалый, лежим.________________________

Певучий, певчий, певший, _________________________

Проверочная работа. I в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Черне ющ ая пропасть; 4. спелый крыжовник; 2. черная ночь; 5. теплый дождь. 3. белого цвета; II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Мокрый снег; 4. лая вш ая собака; 2. синее небо; 5. темный горизонт. 3. поспевающий крыжовник; III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Сто ящ ий мальчик; 4. светлое небо; 2. засеянное поле; 5. собр анн ые грибы. 3. лет ящ ая птица; IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Болотная вода; 4. мелкий брод; 2. горячая печь; 5. последний лист. 3. спеющая ягода;
  • Проверочная работа. I в а р и а н т
  • I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Черне ющ ая пропасть; 4. спелый крыжовник;
  • 2. черная ночь; 5. теплый дождь.
  • 3. белого цвета;
  • II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Мокрый снег; 4. лая вш ая собака;
  • 2. синее небо; 5. темный горизонт.
  • 3. поспевающий крыжовник;
  • III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Сто ящ ий мальчик; 4. светлое небо;
  • 2. засеянное поле; 5. собр анн ые грибы.
  • 3. лет ящ ая птица;
  • IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
  • 2. горячая печь; 5. последний лист.
  • 3. спеющая ягода;
II в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь; 2. висячая лампа; 5. летучая мышь; 3. летящая птица; 6. зеленый дуб. II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава; 2. читальный зал; 5. каменный дом; 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы. III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег; 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака; 3. высохшая трава; 6. желтая рожь. IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор; 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы; 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
  • II в а р и а н т
  • I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь;
  • 2. висячая лампа; 5. летучая мышь;
  • 3. летящая птица; 6. зеленый дуб.
  • II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава;
  • 2. читальный зал; 5. каменный дом;
  • 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы.
  • III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег;
  • 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака;
  • 3. высохшая трава; 6. желтая рожь.
  • IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор;
  • 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы;
  • 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
Действительное причастие  — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.  Страдательное причастие  — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Действительное причастие  — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета. 

Страдательное причастие  — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Рассмотрим пример действительных причастий: Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник. Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример действительных причастий:

Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий: Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет. Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

1.книга, читаемая мальчиком; 2.дом, спроектированный архитектором; 3.дверь, открытая мамой.

1.книга, читаемая мальчиком;

2.дом, спроектированный архитектором;

3.дверь, открытая мамой.

Двадцать пятое октября Классная работа

Двадцать пятое октября

Классная работа

Удачливый –какой? Удачлив-каков?

Удачливый –какой?

Удачлив-каков?

Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.  Подг. О рать, подг О реть, заг А р, заг О релый, под гОр еть, на гОр еть, вы гОр еть, за гОр еть, до гОр али, гО_релки, раз гОр ается, гОр елка, при гОр ать, распо лОж иться, с лАг а емые, пол О г, предпо лОж ить; недо рОс ль, подр А ст и, воз рАст , под рАст ать, р_Аст ения, Р_ О стов, водор О сли

Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

Подг. О рать, подг О реть, заг А р, заг О релый, под гОр еть, на гОр еть, вы гОр еть, за гОр еть,

до гОр али, гО_релки, раз гОр ается, гОр елка, при гОр ать, распо лОж иться, с лАг а емые, пол О г,

предпо лОж ить; недо рОс ль, подр А ст и, воз рАст , под рАст ать, р_Аст ения, Р_ О стов, водор О сли

КАРТОЧКА.1. Учащимся нужны (не) вызубр енн ые, а осозн анн ые правила. 2. ( Не ) обдум анн ый, а опрометчивый поступок часто приводит к печальным последствиям. 3. Вдалеке слышится гром, ( не ) раскатыва ющ ийся, а глухо рокоч ущ ий. 4. В палатке мы увидели ( не ) разброс анн ые, а аккуратно слож енн ые рюкзаки. 5. Дорога шла между полей ( не ) созре вш ей, но уже принявшей восковую окраску пшенице. 6.( Не ) сморщ енн ые мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.    

КАРТОЧКА.1. Учащимся нужны (не) вызубр енн ые, а осозн анн ые правила. 2. ( Не ) обдум анн ый, а опрометчивый поступок часто приводит к печальным последствиям. 3. Вдалеке слышится гром, ( не ) раскатыва ющ ийся, а глухо рокоч ущ ий. 4. В палатке мы увидели ( не ) разброс анн ые, а аккуратно слож енн ые рюкзаки. 5. Дорога шла между полей ( не ) созре вш ей, но уже принявшей восковую окраску пшенице. 6.( Не ) сморщ енн ые мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

 

 

1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые_______ слова.  2.  Ученик (не)ув..жающий _______ сам не заслуживает уважения.  3.  (Не)пр..ученному______ ребёнку будет очень трудно в жизн...  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее____  ____.  5.   Ученик (не)выполнивший____  ____не сможет как следует понять об..снение нового материала.  6.     А на каком основан.. ты (не)помогавший__________ претендуешь  на помощь товарищей? 

1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые_______ слова. 2.  Ученик (не)ув..жающий _______ сам не заслуживает уважения. 3.  (Не)пр..ученному______ ребёнку будет очень трудно в жизн... 4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее____  ____. 5.   Ученик (не)выполнивший____  ____не сможет как следует понять об..снение нового материала. 6.     А на каком основан.. ты (не)помогавший__________ претендуешь на помощь товарищей? 

Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! - Мне всё понятно, я всё усвоил ? - У меня есть вопросы - - Мне надо ещё раз всё повторить

Выберите условные знаки,

соответствующие

вашей работе на уроке

!

- Мне всё понятно, я всё усвоил

?

- У меня есть вопросы

-

- Мне надо ещё раз всё повторить