СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применяется видеоурок https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/ponyatie-o-prichastii

 

Просмотр содержимого документа
«Причастие как часть речи»

Тема: Причастие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель деятельности учителя:

  • познакомить обучающихся с причастием как самостоятельной частью речи, с его грамматическими признаками;

  • показать связь причастия с прилагательным и глаголом;

  • формировать умение отличать причастие от прилагательного;

  • развивать логическое мышление учеников.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные (освоение содержания учебного предмета):

Знать: характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь: различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки глагола и прилагательного у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, доказывать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

Метапредметные (формирование универсальных учебных действий):

личностные (духовно-нравственное развитие и воспитание): ученик оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

познавательные: ученик анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ; использует полученную информацию в своей деятельности;

регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно необходимые действия, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, ИКТ);


коммуникативные: ученик задаёт вопросы, слушает вопросы других и отвечает на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;


Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы: https://learningapps.org/display?v=p0bkanihj20

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия: причастие



Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания. Цель: выяснить степень усвоения темы «Стили литературного языка»; определить умение составлять тексты разных стилей речи


Чтение и обсуждение сочинений на тему «Каникулы».

1 группа представляет текст в разговорном стиле,

2 группа – в научном,

3 группа – в официально-деловом стиле.



Оценочный лист

Учебная работа: проверка уровня усвоения материала

по теме «Причастие как часть речи»

Ученика(цы) _7__ класса ___________________________

Критерии для оценки

Самооценка

Оценка учителя

1. Готовность к уроку



2. Умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности



3. Умение работать индивидуально



4. Умение находить причастия в тексте



Итого (сумма баллов)



Уровень работы















Во время прослушивания текстов работают эксперты.



Лист оценки для экспертов:

5-ти балльная оценка



1 группа

текст в разговорном стиле

Критерии

1-й эксперт

2-й эксперт

3-й эксперт

Общий балл

Представление текста сочинения

(культура речи, манера, чувство времени, держание внимания аудитории)





Соответствие стилю речи (неофициальность, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность,

широкое использование разговорной лексики)





Соответствие жанру

(беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи)





Итоговая оценка











Лист оценки для экспертов:

5-ти балльная оценка


2 группа

текст в научном стиле


1-й эксперт

2-й эксперт

3-й эксперт

Общий балл

Представление текста сочинения

(культура речи, манера, чувство времени, держание внимания аудитории)





Соответствие стилю речи

(официальность, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики)





Соответствие жанру

(статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, словарная статья)





Итоговая оценка













Лист оценки для экспертов:

5-ти балльная оценка


3 группа

текст в официально-деловом стиле


1-й эксперт

2-й эксперт

3-й эксперт

Общий балл

Представление текста сочинения

(культура речи, манера, чувство времени, держание внимания аудитории)





Соответствие стилю речи

(официальность, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики)





Соответствие жанру

(устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол)





Итоговая оценка







Ребята, вы все молодцы. Я рада, что вы поняли тему предыдущего урока и успешно справились с домашним заданием. Благодарю экспертов за работу.



  1. Мотивация учебной деятельности

Задача учителя: обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

Итак, ребята, судя по вашим сочинениям, каникулы – время перерыва между занятиями – самое прекрасное время для школьников.



Продолжаем закреплять навык синтаксического разбора.



Радующие детвору осенние каникулы дают передышку в учёбе. (Пов., нев., прост., распр.)



Радующие осенние

М.р., м.р.

Мн.ч. мн.ч.



- Можно изменить слова по родам?

Да, можно. Радующий (-АЯ,-ЕЕ), осенний (-ЯЯ,-ЕЕ)



- Можно определить у слов время? вид?



- У какого слова можно определить эти грамматические признаки?

Радующие



А у слова осенние?



- Если мы определили время и вид, то почему мы указали часть речи прилагательное?



-Разве прилагательные могут иметь такие морфологические признаки?



-Какая часть речи имеет вид и время?



-На какие вопросы отвечает глагол?



-А на какой вопрос отвечает слово Радующие?



- Получается, что это слово имеет и признаки глагола и признаки прилагательного, т.е. оно имеет отношение и к той и к другой части речи?



- Подберите синоним к слову отношение (ПРИЧАСТНОСТЬ)

с332 (Словарь синонимов)



Работа с толковым словарём Ожегова

Причастный – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-либо



Значит, перед нами слово, которое имеет отношение и к глаголу, и к прилагательному. Это ПРИЧАСТИЕ.



Ребята, я поздравляю вас с событием, которое только что произошло. Я объявила вам название новой части речи. С сегодняшнего урока мы начинаем знакомство с причастием как частью речи.



Запишите тему урока. Причастие как часть речи.



  1. Постановка целей и задач урока



Сформулируйте цель и задачи урока.

Действительно, ребята, ведь, если мы с кем-то знакомимся, нам хочется узнать характер человека, его привычки, его положение и роль в коллективе и т.д. Так и с новой частью речи. Наша цель: познакомиться с причастием.

Задачи:

  1. Изучить характеристики и морфологические признаки этой части речи

  2. Знать синтаксическую роль в предложении



III. Работа над темой урока



Итак, мы с вами выяснили, что родителями причастия являются глагол и прилагательное.



Перед вами признаки причастия. Проведите стрелочки от родителей причастия к тем признакам, которые они передали по наследству своему чаду.





Род

Число непостоянные признаки

Падеж

Вопрос

Синтаксическая роль



ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ



Признак по действию

Время

Постоянные признаки Вид

Возвратность





ВЫВОД: В причастии присутствуют как признаки глагола, так и признаки прилагательного. (см. с.34. Словарное слово)





Ребята, чтобы подружиться с Причастием, надо для начала научиться узнавать его в лицо.



Что значит «Узнать по лицу»? (По внешним признакам)



Как это сделать?



Обратим внимание на его суффиксы! Их много, потому что много форм причастий




-УЩ- (-ЮЩ-),


-АЩ- (-ЯЩ-)



-ЕМ- (-ОМ-), -ИМ-



-ВШ-, -Ш-


-ЕНН- (-ЁНН-), -НН-, -Т-



  1. От данных глаголов образуйте причастия с помощью уже известных вам суффиксов:

Сказать- сказавший

Нарисовать- нарисовавший

Сделать- сделавший

Бегать- бегущий

Бросить- бросивший, бросающий

Видеть- видящий, видевший

Читать- читающий, читавший

Знать- знающий, знавший



  1. А сейчас потренируемся находить причастия в тексте. ПРОВЕРЯЕМ нА СЛАЙДАХ

Упр.76

Выпишите причастия вместе с существительными в строчку через запятую. (комментированное письмо)

ПОДСКАЗКА:

Причастие можно заменить глагольными конструкциями:

тот, который +глагол. Например: звенящий = тот, который звенит

Падающий = тот, который падает

После упражнения вывод: причастия и прилагательные зависят от существительного

  1. Упр.75

Вывод: полные причастия в предложении являются определениями



  1. Определите и запишите, от каких слов образованы прилагательные и причастия:

смешной ← смех открывший ← открыть

большущий ← большой нёсший ←нести

бородатый ← борода увлечённый ←увлечь

клюквенный ← клюква вышитый ← вышить

Вывод: прилагательные образуются от существительных, причастия – от глаголов

  1. Из группы слов вычеркните лишнее, применяя формулу тот, который +глагол. Работаем самостоятельно

Смеющийся, смеявшийся, смеётся, рассмеявшийся

Отдыхающий, отдыхавший, отдохнувший, отдыхая

Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный

  1. Подберите к прилагательным однокоренные причастия:

Шумный поток

Красный шарф

Тёмный лес

Спелая вишня

Зелёная трава

  1. Какой из перечисленных признаков есть у глагола, но его нет у причастия

А. время

Б. вид

В. наклонение

Г. возвратность

Обобщение: просмотр видеоурока 4:42 минуты

  1. Рефлексия.



  1. Выполните задание, пройдя по данной ссылке: https://learningapps.org/display?v=p0bkanihj20

«Ты, кажется, знаешь суть вопроса. Но тебе надо систематизировать знания».

РЕФЛЕКСИЯ: Что на уроке показалось наиболее трудным?

Труднее всего было …

У меня хорошо получается…

  1. Домашнее задание:

  1. §12 Знать определение причастия,

  2. упр.78.

  3. Со словарным словом присутствовать составить предложение на тему «Времена года», включив в него причастие и выполнить синтаксический разбор.

  4. Повторить орфограмму 19 (падежные окончания прилагательных)