Причастие как часть речи
План-конспект урока русского языка в 7 классе
Учитель: Левина Е.Д.
Цели:
Образовательные:
знакомство с причастием как частью речи, морфологическими свойствами причастия;
развивающие:
развитие фонематического восприятия, устойчивости слухового и зрительного внимания;
воспитательные:
развитие интереса к языку, развитие мотивации к учебе.
Оборудование:
учебный конспект, учебник Русский язык: 7 класс / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012; лото «Образуй причастия»
Ход урока.
Краткое повторение морфологических свойств глаголов и прилагательных.
Задание: распределите на группы слова: серебряная, серебрит, посеребрённый, расцветает, цветочный, цветущий.
Слова посеребренный, цветущий попали к прилагательным? Да, они, как и прилагательные, обозначают признак предмета. Но это слова другой части речи. Какой? Это тема нашего урока.
Тему урока вы назовете сами, если будете внимательно меня слушать.
Задание: послушайте меня внимательно, определите звук, на который я укажу, запишите его соответствующей буквой:
П | Первый звук в слове ПОЧКА |
Р | какой сонорный звук два раза встречается в слове ПРОЗРАЧНЫЙ |
И | ударный звук в слове ЗВОНИТ (слово предъявить на карточке, не произносить вслух) |
Ч | третий звук в слове ДОЧКА |
А | гласный в сочетаниях ЧА, ЩА |
С | предпоследний звук в слове КОСА |
Т | какой звук 3 раза встречается в слове ПРИСУТСТВУЕТ |
И | ударный звук в слове СЕРЕБРИТ (слово предъявить на карточке, не произносить вслух) |
Е | гласный звук в слове СЕРЕБРЯНЫЙ, которым можно проверить второй безударный гласный в слове СЕРЕБРИТ |
Ответ: получилось слово ПРИЧАСТИЕ.
Знакомство с причастием как частью речи.
Объяснение темы учителем.
(Тема изучается осенью, поэтому при объяснении можно использовать наблюдение над листьями).

Работа с учебным конспектом, запись основных положений в тетрадь.

Далее на наших уроках мы увидим, что существует несколько групп причастий. Можно образовать огромное количество причастий, но в этих группах они будут иметь общий формальный опознавательный признак - суффиксы.

Лото «Образуй причастие»
Задание: образуйте от глаголов причастия, выберите нужный суффикс, найдите ему место.
Примеры из таблицы разрезать таким образом:


Задание: составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями. Обратите внимание, что причастие относится к существительному, ставится в таком же роде, числе и падеже.
Работа с упражнением учебника (Русский язык: 7 класс / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012)
Теперь попробуем, опираясь на полученные сведения, учебный конспект с таблицей суффиксов причастий, опознать причастия в тексте. Подумаем, от какого глагола образовано причастие (упр. 56), проговорим это вслух, выделим суффиксы причастий.
При разборе упражнения обращается внимание на слово расстилавшейся: (объясните выбор гласной в корне, согласной в приставке).
Домашнее задание:
Образуйте и запишите в тетрадь причастия, стараясь образовать такие причастия, чтобы в них встречались все суффиксы из таблички «Суффиксы причастий».
Рефлексия. Подведение итогов урока.