Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание изучать и знать русскую классику; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «причастие», «разряд причастий», «вид причастий», «причастный оборот», «определяемое слово», «время причастий» и использовать их в активном словаре; - определять различие причастий настоящего и прошедшего времени и обосновывать свое мнение; - находить причастия в тексте и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - определять время причастий; - выделять суффиксы причастий и обозначать их графически; - определять в тексте предложения с причастными оборотами; - писать предложение с причастными оборотами и расставлять знаки препинания в предложении причастными оборотами; |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к русской литературе. | Слайд 2 Осень – прекрасная пора! Сколько прекрасных стихотворений посвящено этому прекрасному времени года. Сентябрь холодный бушевал, С деревьев ржавый лист валился, День потухающий дымился, Сходила ночь, туман вставал. И все для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно, Так было грустно-безответно, Но чья-то песнь вдруг раздалась… Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Какие чувства вызвали у вас произведения? Какие картины рисуют полты? Какие средства выразительности используются? В художественном стиле часто используются причастия, для создания ощущения силы природы, ее движения, изменчивости и красоты. Найдите в данных отрывках причастия и определите их роль. Сделайте вывод, чем отличаются причастия? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы. |
Цели: • Актуализировать знания: - о причастии как части речи; - суффиксах причастий; - морфологических признаках причастий; - причастном обороте; - знаках препинания при причастном обороте; - определять предложения с причастными оборотами и обосновывать свое мнение; | Сообщение учителя Причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Задание 1 (З) слайд 5 Перед вами причастие настоящего и прошедшего времени. Образуйте от него причастие будущего времени. Сообщение учителя Слайд 6,7,8 Причастий будущего времени не бывает. Причастия настоящего и прошедшего времени различаются суффиксами. Задание 4 (П) Слайд 9. Можно ли утверждать, что причастие гонимый – прошедшего времени? Что причастие собранный – настоящего времени? Что причастие рокочущий – настоящего времени? Обоснуйте свое мнение. З адание 6 (У) Слайд 10. Подберите к причастиям настоящего времени однокоренные причастия прошедшего времени. Запишите и обозначьте суффиксы, укажите разряд и вид: Читающий – читавший, почитанный Стучащий – стучавший, постучавший Кричащий – кричавший, закричавший Продаваемый – проданный, продававшийся Посылаемый – посланный, пославший Задание 7 (У) Слайд 9. Определите «третье лишнее» слово в каждой группе, объясните свой выбор оберегаемый, приближающиеся, разбитый плещущийся, проходивший, гонимый 3. охраняемая, молотый, вытканный Задание 8 (У) Рабочая тетрадь с.22 упр.2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте необходимые знаки препинания. Найдите в тексте причастия, определите их время. Рябина. Я очень люблю это скромное ветвистое деревце, почти повсюду растущее в наших лесах. Люблю ее перистые зеленые листочки, шелестящие даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. В народных наших песнях часто ласково поминается рябинушка. С давних пор русские крестьяне сажали рябину под окнами своих деревянных изб. Ягоды лесной рябины жестки и невкусны. Летом их не клюют птицы и не трогают люди. Только поздней осенью, когда опадет с деревьев пожелтевший и покрасневший лист, прижмут первые осенние заморозки, ягоды рябины становятся сладкими. В осеннюю позднюю пору ягодами рябины кормятся дрозды-рябинники. Ягоды рябины висят на деревьях до зимнего снега, и надолго остаются в наших лесах пролетные дрозды. На белом снегу под ветками рябин краснеют чешуйки расклеванных птицами ягод. | Диагностические задания Работа в тетрадях . Подберите к причастиям настоящего времени однокоренные причастия прошедшего времени. Запишите и обозначьте суффиксы, укажите разряд и вид: Читающий – читавший, почитанный Стучащий – стучавший, постучавший Кричащий – кричавший, закричавший Продаваемый – проданный, продававшийся Посылаемый – посланный, пославший Познавательные умения: - раскрывать значения выражений «причастие», «разряд причастий», «вид причастий», «причастный оборот», «определяемое слово», «время причастий» и использовать их в активном словаре; - определять предложения с причастными оборотами и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя схему. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - называть условия, при котором причастия являются причастиями настоящего или прошедшего времени; - рассказывать о способах образования причастий; - находить в предложениях причастия; - расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; - определять предложение к соответствующей схеме; - обозначать графически предложения с причастными оборотами; |
• Стимулировать позитивное отношение к процессу изучения причастий • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - выполнять задание, используя известные правила; - использовать приобретенные знания для оформления предложений с причастиями; - - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности Причастие - …. Причастия отвечают на вопрос - … Ярким морфемным признаком причастий является … Причастия делятся на 2 разряда - … Причастия могут быть … времени. Причастия настоящего и прошедшего времени различаются … | Личностные умения: - проявлять отношение к процессу изучения русской классики. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для оформления предложений с причастными оборотам Регулятивное умение: - выбирать вариант выполнения задания; - выполнять учебное действие, в соответствии с планом, - выполнять задание, используя известные правила. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять предложения используя правила образования причастий настоящего и прошедшего времени русском языке. |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I . Задание на самоанализ. Слайд 13 Закончите предложения: Мне важно правильно определять время причастий, потому что…… I I. Задание на самооценку. Слайд 14 Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением находить в тексте и использовать причастия настоящего и прошедшего времени в речи. | Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о причастиях настоящего и прошедшего времени Ввести понятие причастия настоящего и прошедшего времени Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять отношение к процессу изучения темы Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для оформления предложений с причастными оборотами Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - находить в текстах причастия, определять их разряд, вид, время | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |