СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастный оборот ( конспект урока в 7 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока руссого языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот ( конспект урока в 7 классе)»

Тема урока: Причастный оборот

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки

Технология: элемент игровой технологии

Цель: 1) познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который»;

2) воспитывать уважение к родному языку;

3) развивать навыки правильного письма.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словами «который» причастным оборотом.

Оборудование: карточки, ИКТ


Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Фронтальный опрос

(Рассказ учащихся о причастии.)

  • Какую часть речи мы называем причастием?

  • Какого виды и времени бывают причастия?

  • Как они изменяются?

  • Чем они бывают в предложении?

  • Изменяются по падежам. Как склоняются причастия?

  • Как отличить причастие от прилагательного?

1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

2. Причастия бывают сов и несов вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.

3. В предложении причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

4. Склоняются как прилагательные

5. а) прилагательное (качественное) заменить синонимом, а причастие сочетанием слов КОТОРЫЙ + глагол, от которого оно образовано в н или п времени. Например: редкий лес – негустой, редеющий – лес, который редеет.

Б) можно различать по морфемному признаку – прилагательные могут иметь суффиксы –уч, юч, причастия ащ, ящ Например висячий замок, висящие кисти


  1. Изучение нового материала

1) Слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока.


Ребята, мы продолжаем свое знакомство с причастием, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле КОТОРОМ и принцессе из царства ПРИЧАСТИЙ. Мы посмотрим, как образуются причастия, причастные обороты и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.

В далекой стране в давние времена правил король КОТОРЫЙ. Он настолько был горд собою, что всем его подданным строго-настрого приказал восхвалять везде его имя. Даже придворных его звали необычно – который изучает, который рассказывает, который смеётся , который читает, который думает, который танцует, но и те которые оставили службу при дворе, не потеряли своих имен: который бросил, который ускакал, который бежал, который ушёл, который замолчал, который устал.


Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения КОТОРЫЙ, каждая крошка – КОТОРАЯ, каждое дитя – КОТОРОЕ…

Солнце, которое восходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали жителей, которые устали от капризов короля КОТОРОГО.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства ПРИЧАСТИЙ.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались…

- Оставшиеся…

- Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля!


2) Образовательная работа

Давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля после вмешательства принцессы ПРИЧАСТИЕ. (Учащиеся выписывают в тетради причастия и выделяют суффиксы)


3) Что же такое причастный оборот?


Причастие с зависимыми словами называется - причастным оборотом.

В предложении причастный оборот является членом предложения – определением.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Задача,


решённая учеником

Сбегавшие с гор


ручьи


Запомните, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное.





  1. Тренировочное упражнение


1) Осложненное списывание

Спишите, обозначая границы причастного оборота и расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Ветер, дувший с моря, всё усиливался. 2. Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. 3. Мыс, возвышавшийся над поверхностью озера, был похож на утюг.


2) Слово учителя. Мы продолжаем наше путешествие. Конечно, король КОТОРЫЙ очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся удивительной историей памятника архитектуры, который был 7-м чудом света и выполним упражнение.


Задание: замените сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами.


Образец: Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен.- Галикарнасский музей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.


  1. Это шедевр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры. (Это шедевр архитектуры, возведённый в IV веке до нашей эры.)

  2. По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. (По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, являвшейся родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.)

  3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. (Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, светившегося в темноте)

  4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера. (На первом этаже, представлявшем собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.)

  5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колоннадой. (На глухие стены второго этажа был поставлен храм, окружённый колоннадой.)

  6. На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, управляемая теми, чей прах покоился внизу.)

  7. Около двух тысяч с шестидесятиметровой высоты царская семья обозревала город, который постепенно менялся у подножия мавзолея. (Около двух тысяч с шестидесятиметровой высоты царская семья обозревала город, постепенно менявшийся у подножия мавзолея.)

  8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться мавзолеями. (Подобные постройки, возводимые для знатных особ, стали называться мавзолеями.)

КВАДРИГА – двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми.


  1. Закрепление

Игра «Корректор»

Задание: исправить грамматические ошибки.

  1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием (подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)

Ключ: Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.

  1. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир. (Подсказка: причастие не согласовано с определённым существительным)

Ключ: Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.

  1. Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)

Ключ: Особое внимание привлекала усыпальница, окружённая 39 колоннами.


  1. Подведение итогов урока

Слово учителя. Сегодня мы приступили к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки.


  1. Домашнее задание

§12, упражнение № 74


Выполнение заданий на карточках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!