СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причины снижения успеваемости школьников и пути их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка родительского собрания с темой :"Причины снижения успеваемости школьников и пути их решения" раскрывает ряд социальных, наследственных и физиологических причин школьников, указывает классификацию учеников и рекомендует пути решения этой причины

Просмотр содержимого документа
«Причины снижения успеваемости школьников и пути их решения»

Причины снижения успеваемости  школьников  и пути их преодоления

Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления

Причины неуспеваемости СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ  НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ  ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

Причины неуспеваемости

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

  • ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К ВЫКЛЮЧЕНИЮ ИЗ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА

Социальные причины   Социальная среда, в которой воспитывается ученик Низкий уровень жизни родителей Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей

Социальные причины

  • Социальная среда, в которой воспитывается ученик
  • Низкий уровень жизни родителей
  • Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей
Социальные причины   Особенности домашнего воспитания Систематические прогулы занятий Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»

Социальные причины

  • Особенности домашнего воспитания
  • Систематические прогулы занятий
  • Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»
 Наследственность   Неблагоприятная наследственность Медлительность Чрезмерная робость, стеснительность Нестандартность. В эту группу могут попасть  и вундеркинды, которые по разным причинам  выпадают из процесса обучения Врождённая неспособность к умственному  труду

Наследственность

  • Неблагоприятная наследственность
  • Медлительность
  • Чрезмерная робость, стеснительность
  • Нестандартность. В эту группу могут попасть

и вундеркинды, которые по разным причинам

выпадают из процесса обучения

  • Врождённая неспособность к умственному

труду

 Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса   Отставание в развитии от своих сверстников Слабое здоровье  Причиной плохих оценок может стать авитаминоз

Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса

  • Отставание в развитии от своих сверстников
  • Слабое здоровье
  • Причиной плохих оценок может стать авитаминоз
Педагогическая запущенность –  главная причина низкой успеваемости школьников  Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная.

Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников

Основную роль в педагогической запущенности играют родители,

их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний.

Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся

– задача комплексная.

Психическое здоровье детей – залог успешности.

Психическое здоровье детей – залог успешности.

Типы неуспевающих школьников . школьники, у которых неправильное отношение к учению; усваивающие материал с трудом; школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы; учащиеся, не умеющие трудиться; школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

Типы неуспевающих школьников .

  • школьники, у которых неправильное отношение к учению;
  • усваивающие материал с трудом;
  • школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
  • учащиеся, не умеющие трудиться;
  • школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Психологические причины,  лежащие в основе  неуспеваемости  1) недостатки познавательной деятельности;  2) недостатки развития мотивационной сферы детей

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости

  • 1) недостатки познавательной деятельности;

  • 2) недостатки развития мотивационной сферы детей
Недостатки познавательной деятельности  Несформированность приёмов учебной деятельности Недостаточная сформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания) Природные особенности ребенка (сила и подвижность НС)

Недостатки познавательной деятельности

  • Несформированность приёмов учебной деятельности
  • Недостаточная сформированность основных психических процессов (мышления, памяти, внимания)
  • Природные особенности ребенка (сила и подвижность НС)
Недостатки в развитии мотивационной сферы  Усилия учителей должны быть направлены на - формирование  устойчивой мотивации достижения  успеха, - развитие учебных интересов .

Недостатки в развитии мотивационной сферы

Усилия учителей должны быть направлены на

- формирование  устойчивой мотивации достижения  успеха,

- развитие учебных интересов .

Малоэффективные средства помощи отстающим ученикам организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения; оказание различных мер давления на ученика

Малоэффективные средства помощи отстающим ученикам

  • организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения;
  • оказание различных мер давления на ученика
Работа  с неуспевающими учащимися: Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки). Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса). Необходима специальная психокоррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором).

Работа с неуспевающими учащимися:

  • Тип 1: должна быть направлена на изменение тех особенностей мыслительной деятельности, которые мешают им усваивать знания (формирование продуктивного мышления; воспитательная работа: формирование самостоятельности, уверенности, самооценки).
  • Тип 2: должна проводиться преимущественно воспитательная работа, имеющая целью изменение свойств их личности (работа по преодолению эгоизма, грубости, неумения жить в коллективе – их моральные качества и отношение к учению могут быть сравнительно легко изменены под влиянием класса).
  • Необходима специальная психокоррекционная работа, направленная на изменение особенностей протекания мыслительной деятельности (в первом случае) и на изменение моральных установок, отношения к учению (во втором).
Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (более 40%) по-прежнему сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников.

  • Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение.
  • Значительная часть образовательных программ (более 40%) по-прежнему сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%.
  • Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.
Хроническая неуспешность  и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе .

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе .

Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе Отношения между учителем предмета и учеником Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов Неспособность ученика к усвоению определенного предмета

Причины неуспеваемости по некоторым предметам в школе

  • Отношения между учителем предмета и учеником
  • Постоянные пропуски учеником одних и тех же предметов
  • Неспособность ученика к усвоению определенного предмета
Статистика по России Школьная успеваемость Мужской пол (%) Отличники Женский пол (%) 14 Хорошисты 39 30 «4» - «3» 31 32 «3» - «2» 21 24 9

Статистика по России

Школьная

успеваемость

Мужской пол

(%)

Отличники

Женский пол

(%)

14

Хорошисты

39

30

«4» - «3»

31

32

«3» - «2»

21

24

9

Общие рекомендации  родителям  Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем   Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей

Общие рекомендации родителям

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей

 Общие рекомендации родителям   Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов   Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

Общие рекомендации родителям

  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю

Общие рекомендации родителям Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю  Приучайте его к самостоятельности постепенно Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Общие рекомендации родителям

  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения он привык к вашему контролю
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то  Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения    Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей
  • Не спешите обвинять учителей в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения
  • Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками, были ли случаи когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные
Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то  В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком  Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище    Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то

  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком
  • Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке грустное зрелище
  • Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы
Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то   Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора  Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора
  • Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то  Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни   В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием, то

  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни
  • В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя