СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предложение. Логическое ударение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Су­ще­ству­ют пред­ло­же­ния, ко­то­рые вы­ра­жа­ют свои мысли ве­се­ло, с вос­тор­гом, изум­ле­ни­ем или гне­вом. Такие пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся с по­вы­шен­ной ин­то­на­ци­ей, с вос­кли­ца­ни­ем. Их так и на­зы­ва­ют – вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния.

В конце таких пред­ло­же­ний стоит вос­кли­ца­тель­ный знак.

Мама при­е­ха­ла!

Это очень ин­те­рес­ная книга!

Пред­ло­же­ни­ям, в ко­то­рых чув­ства не вы­ра­жа­ют­ся, дали на­зва­ние невос­кли­ца­тель­ные.

По­тре­ни­руй­тесь.

1. Про­чи­тай­те по­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние, по­ни­жая голос к концу.

Ре­бя­та хо­ди­ли в суб­бо­ту в кино.

2. Про­чи­тай­те вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние, по­вы­шая голос к концу.

Ре­бя­та хо­ди­ли в суб­бо­ту в кино!

3. Про­чи­тай­те по­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние.

Ре­бя­та, схо­ди­те в суб­бо­ту в кино!

4. Про­чи­тай­те во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние.

Ре­бя­та хо­ди­ли в суб­бо­ту в кино?

Сде­ла­ем вывод. Любое пред­ло­же­ние бы­ва­ет

Сде­ла­ем вывод. Любое пред­ло­же­ние бы­ва­ет

по цели вы­ска­зы­ва­ния

по­вест­во­ва­тель­ное

 

по­бу­ди­тель­ное

 

во­про­си­тель­ное

по ин­то­на­ции

вос­кли­ца­тель­ное

 

невос­кли­ца­тель­ное

Итак, важно по­ни­мать, какое пред­ло­же­ние ты чи­та­ешь, чтобы по­лу­ча­лось вы­ра­зи­тель­ное чте­ние. Надо сле­дить за зна­ка­ми в конце пред­ло­же­ний и пра­виль­но их ин­то­ни­ро­вать. 

Про­чи­тай­те вы­ра­зи­тель­но сти­хо­тво­ре­ние Г. Чи­стя­ко­вой и по­ду­май­те, какие чув­ства надо пе­ре­дать при чте­нии и с какой ин­то­на­ци­ей необ­хо­ди­мо чи­тать.

Кто из вас, ре­бя­та, знает,

От­че­го со­ба­ка лает?

Чем со­ба­ка недо­воль­на:

Может, кто-то стук­нул боль­но,

Может, лапу от­да­ви­ли,

Может, кошки за­драз­ни­ли,

Может, ласки за­хо­те­ла,

Может быть, давно не ела,

Может быть, страш­на её вьюга,

Может, по­те­ря­ла друга?

От­че­го со­ба­ка лает?

Может, голос про­ве­ря­ет?

Голос зво­нок! Даже очень!

Может быть, ска­зать нам хочет:

- По­смот­ри­те, умо­ляю,

Как же я пре­крас­но лаю!

В этом сти­хо­тво­ре­нии вы уви­де­ли ещё один знак – за­пя­тую, она го­во­рит: читай с па­у­за­ми, ин­то­на­ция пе­ре­чис­ле­ния.

У каж­до­го пред­ло­же­ния есть своя за­да­ча речи. Как же её опре­де­лить?

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние

На ди­ване лежит ко­тё­нок.

За­да­чей этого пред­ло­же­ния было со­об­щить, что имен­но ко­тё­нок, а не щенок и не взрос­лая кошка лежит на ди­ване. При чте­нии необ­хо­ди­мо вы­де­лить го­ло­сом слово ко­тё­нок. Вы­де­ле­ние го­ло­сом важ­но­го по смыс­лу слова на­зы­ва­ет­ся ло­ги­че­ским уда­ре­ни­ем. До­го­во­рим­ся по­ка­зы­вать его гра­фи­че­ски стрел­кой над сло­вом.

На ди­ване лежит ко­тё­нок.

Те­перь вы­де­лим го­ло­сом (по­ста­вим ло­ги­че­ское уда­ре­ние)  слово «лежит». За­да­ча речи – со­об­щить, что ко­тё­нок не пры­га­ет, не ест, а имен­но лежит.

Про­чи­тай­те.

На ди­ване лежит ко­тё­нок.

По­ме­ня­ем место ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния: пе­ре­не­сем его на слово «на ди­ване». За­да­ча этого пред­ло­же­ния – со­об­щить, что ко­тё­нок лежит не на стуле, не на полу, а имен­но на ди­ване.

Про­чи­тай­те.

На ди­ване лежит ко­тё­нок.

Можно за­ме­тить, что пред­ло­же­ния оди­на­ко­во на­пи­са­ны, но раз­ли­ча­ют­ся в про­чте­нии, и за­ви­сит это от ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния. В уст­ной речи ло­ги­че­ское уда­ре­ние можно по­ста­вить на любое слово в пред­ло­же­нии, в за­ви­си­мо­сти от того, ка­ко­ва цель со­об­ще­ния, то есть за­да­ча речи. Зна­чит, чтобы вы­ра­зи­тель­но чи­тать, надо пра­виль­но ста­вить ло­ги­че­ское уда­ре­ние на нуж­ные слова и про­из­но­сить пред­ло­же­ния с пра­виль­ной ин­то­на­ци­ей.

Су­ще­ству­ют ли пра­ви­ла на­пи­са­ния пред­ло­же­ний? Да. Пред­ло­же­ние все­гда за­пи­сы­ва­ет­ся с за­глав­ной буквы. В конце пред­ло­же­ния ста­вят знак: точку, во­про­си­тель­ный или вос­кли­ца­тель­ный знаки, ино­гда мно­го­то­чие. Их на­зы­ва­ют зна­ка­ми пре­пи­на­ния. 

Се­год­ня на уроке мы узна­ли, что такое пред­ло­же­ние, и на­учи­лись от­ли­чать пред­ло­же­ние от на­бо­ра слов. Вы­яс­ни­ли, какие бы­ва­ют пред­ло­же­ния по ин­то­на­ции и цели вы­ска­зы­ва­ния и какие знаки пре­пи­на­ния пи­шут­ся в конце пред­ло­же­ний в пись­мен­ной речи. Также на уроке от­кры­ли, что такое ло­ги­че­ское уда­ре­ние и как опре­де­лить его место.