МКОУ «Дракинская СОШ»
Предупреждение
неуспеваемости
и отставания.
(Из опыта работы)
Учитель начальных классов
Красикова А.Н.
25 января 2016 год
В условиях современного образования возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача учителя. Это одна из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Под неуспеваемостью я понимаю несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований, которые имеют место на одном из промежуточных этапов внутри учебного процесса, что служит временной шкалой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Моя задача состоит в том, чтобы не допустить перерастания отставания в неуспеваемость. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Что я для этого делаю. Первое, применяю методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости. Использую особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный) – помогают музыка, мультфильмы, предметные картинки, игры, динамические таблицы.
б) аналитический метод преподнесения материала ( логический, проблемный)- строим логические цепочки, выборочные диктанты, исправление ошибок, распределительные диктанты, продолжение ряда по предлагаемому правилу и т.д.
в) деловой – выводим правила, выступая в роли учёных.
г) необычный –изучение темы на примере занимательного материала (очень нравится работа на уроках окружающего мира, когда новый материал преподносится в занимательной форме – мы можем себя перенести в изучаемую природную зону и на себе испытать все климатические особенности этой зоны, а можем стать участниками исторических событий и поразмышлять о жизни в этот период времени).
2. Использую показ, подчеркивание цветными мелками различных элементов, выделяю голосом важность отдельных частей, чтобы дети не испытывали трудность при выполнении упражнений.
3. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач, инструкции по выполнению работы или проверки уже выполненной работы провожу на каждом уроке. Если у учащихся всё равно работа вызывает затруднения, то провожу дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
4.Понимаю, что характер деятельности моих учащихся должен быть разный, поэтому одни работают творчески (Сербин Илья, Акиндинов Артём), у Других учащихся деятельность репродуктивная – это Лавров Евгений, Сериков Михаил, а самые слабенькие – деятельность копирующая (Егорова Алла, Лиманский Сергей, Сериков Владимир).
Самое трудное для моих учеников – планирование учебной деятельности. Здесь я стараюсь оказать своевременную помощь – повторение материала, работа по абстрагированию, применению алгоритма, учу анализировать и устранять типичные ошибки. Например, изучаем деление многозначных чисел на двузначное. После того, как выведен алгоритм решения примеров данного вида, часть учащихся уже может решать самостоятельно, так как алгоритм работы похож на деление на однозначное число, но есть дети, которые не могут спланировать работу, чтобы прийти к конечному результату. Им помогает тетрадь на печатной основе, где уже пропечатан алгоритм работы, нужно только вставлять часть цифр, если и это вызывает затруднения, то разрешаю пользоваться таблицей умножения.
Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.) – залог успешной работы.
Не менее важным залогом успешной работы является всестороннее повышение эффективности каждого урока,
формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов,
индивидуальный подход к учащемся, специальная система домашних заданий,
усиление работы с родителями.
Какую помощь я могу оказать учащимся: если ребёнок работает у доски, то
создание атмосферы особой доброжелательности при опросе слабого ученика,
снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски,
разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления,
стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. У меня дети, работающие у доски никогда не получали двойку.
При выполнении самостоятельной работы слабым учащимся помогает разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения задания.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления – присутствуют на каждом уроке. Это мотивация учащихся.
Мотивация важна на любом этапе урока, поэтому и вспоминается народная мудрость, которая цитируется тысячекратно применительно к школе: «Немотивированный ученик просто не хочет учиться» или: "Ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить»,
Да, конечно же, можно усадить детей за парты, добиться хорошей дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации - освоения и усвоения знаний не произойдёт.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем учителям. Выбор вида мотивации зависит от многих составляющих: темы урока, эмоционального настроя учеников, уровня их подготовленности, а также технических возможностей школы и взаимодействия учителя и учащихся. Другими словами: хочется обратить внимание на то, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание самого учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Мотивация должна использоваться систематически, а не от случая к случаю, так как теряется всякий смысл.
Хочу остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации на своих уроках.
Мотивировать учащихся я начинаю с самого начала урока с эмоционального настроя.
Использую настрои разных видов:
1.Вхождение в урок прозой
Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
2.Стихотворные:
(на любом уроке)
а)Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
- Давайте улыбнёмся друг другу! (Начало урока доброжелательное, с улыбки, по-другому невозможно)
- Улыбнемся друг другу. Наши улыбки настраивают нас на то, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. У нас появится возможность узнать новое и многому научиться.
А так я начала урок русского языка по теме «Сложные слова»
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-А какие секреты слов вы хотели бы узнать?
в) Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
3. Девиз урока
а) Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно для работы, то и буду выполнять. (на любом)
б) Всё разведать,
Всё узнать,
Своих ошибок не скрывать! (Этот девиз можно брать на любом уроке ).
В моём случае это был урок русского языка
в) " Работать будем дружно,
Потому что
Всем нам это нужно".
Математика:
4. Совет: Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!
5 Отрывки из мультфильмов:
а)Мультфильм «Барбарики. Доброта»
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. . (на любом)
6. Данный рисунок использую очень часто, который направляет детей на работу в нужном русле и мотивирует к нужным действиям. Дети уже знают, что это такое
 |  | ? |
Слушать и слышать | Смотреть с видеть | Думать и задумываться |
7.Игровая учебная деятельность.
Использование на уроке устных игровых приёмов позволяет школьнику, неуспешному в письменных заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха помогает детям повысить мотивацию к обучению (можно использовать на разных уроках и разных этапах урока, )
Н/р: а) Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
-Ананас, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
- 15,30,45,…. Ответ: 60 (следующее число)
б) Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
-стон, стонать, смотреть, стоять (стон-имя существительное)
-волк, медведь, лисица, заяц ( лисица,- остальные мужского рода)
-м, дм, см, кг (кг-единица массы)
в) Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы внести разнообразие и повысить мотивацию.
Такие упражнения имеются в рабочих тетрадях на печатной основе, но можно и самим составить.
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст вкрались ошибки - найдите их и исправьте, или: вы- учитель, вам нужно исправить ошибки в диктанте). Дети с большим удовольствием выполняют такие задания.
8. Работа в группах. В группе 4-5 человек готовят ответы на вопросы по карточке – информатору. Отвечает же один ученик.
Фрагмент урока: русского языка в 4 классе по теме «Однородные члены предложения»
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, | Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых. | И расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонку с пылью. (М.Исаковский) |
- Какое слово вам показалось незнакомым? (пожурить)
разг. поругать; высказать кому- либо недовольство за что-либо
Поиск решения. Организация наблюдения над текстом. ( 5 мин)
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Кто главный герой стихотворения? Каким вы представили себе образ ветра? (Ветер, обычный ветер одушевлён. Он похож на юношу, которому не сидится дома в тепле и покое, ему нужно двигаться, играть молодыми силами, лететь на молодых крыльях…)
- Какие слова помогли поэту создать образ весёлого, подвижного, радостного ветра? (Глаголы – сказуемые, которые относятся к подлежащему ветер).
– Какой литературный приём использует автор (оживляет ветер- олицетворение)
- А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах. А поможет вам в этом карточка – информатор которая находится на ваших столах и на слайде.
Работа в группах.
Карточка – информатор
1. Сколько предложений в этом отрывке?
2.Найдите и выпишите грамматическую основу предложения.
3.Сколько в этом предложении сказуемых?
4.С какой интонацией читаются?
5.Как называются подобные члены предложения?
9.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет повысить темп урока, активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения и т.д. Можно применять на любом этапе урока
а) Презентации к любому уроку, которые носят не только ознакомительный, обучающий характер, где вносятся игровые и занимательные моменты
Н-р проводя интерактивный тест, дети сразу могут увидеть свои результаты на доске и вопрос, в котором они допустили ошибки. Это мотивирует детей к дальнейшей работе, к поиску ответа на свою ошибку
5. Прочитай предложение. Какой вопрос надо задать к выделенным словам?
Зал украсили воздушными ШАРАМИ , бумажными ЦВЕТАМИ.
а) чего?
б) чем?
в) чему?
Смотрим на экран
Не все заработали 5 баллов, значит ещё есть проблемы, которые мы будем решать на последующих уроках.
На этапе рефлексии использую как и в начале урока стихотворный приём (фрагмент того же урока)
Рефлексия. Подведение итогов урока
а)Садитесь поудобнее,
К концу подходит наш урок.
И чтобы его закончить ,
Надо подвести итог.
б)- А теперь мы заканчиваем урок веселым стихотворением, в текст которого выставляете рифмующиеся слова и там, где нужно, однородные члены.
Подошел к концу______.
Скоро прозвенит ______.
Мы учились, отвечали,
И ________, и __________,
Много нового __________.
И учительнице нашей,
Дорогим нашим гостям
Дружно мы __________ скажем
Приходите в гости к нам.
в)- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Кому можно сказать «спасибо» за урок?
- Какие знания вы закрепили в своём сундучке знаний?
-Встаньте те, кто почувствовал сегодня на уроке учёным, добившимся успеха?
А завтра мы откроем новый секрет про однородные члены предложения…
Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели.
Ещё несколько приёмов
г)«Корзинка яблок» У каждого из вас три бумажных яблока разного цвета. Будем наполнять корзинку яблочками Кто всё хорошо понял и ему было интересно, вставьте в корзинку зелёные яблочки. Кому ещё надо поработать по этой теме -жёлтые яблочки? А красные? Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, вставят красные. Но не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках, так как будем продолжать изучать тему «Однородные члены предложения».
д)«Лесенка успеха». Отметьте себя (низ - трудно, ничего не понял; середина есть сомнения; верх – понятно всё )
у)«Смайлик»- рисуют смайлики на полях своей тетради на определённых этапах урока , из которых потом хорошо видно, как меняется настроение ученика, что очень важно
Кроме различных приёмов и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания»
Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.
Включая перечисленные и многие другие приемы в образовательный процесс, урок становится интересным, содержательным и увлекательным.
Те приёмы, которые описаны в теоретическом материале курса, также использую (кроссворды, иллюстрации, рисунки, таблицы, тесты, схемы и т.д.).