№ п/п
|
Метод
|
Преимущества
|
Недостатки
|
1.
|
Ассоциативные методы
|
1. Широкие возможности использования
2. Позволяет увидеть и построить связи между различными предметами, явлениями
3. За короткое время можно структурировать проблему.
4. Активизируют «низы».
5. Позволяют вызвать интерес к проблеме, актуализировать её.
6. Не требуют большой подготовки
|
1. Большой объём информации
2. Ассоциации могут быть слишком отдалёнными от проблемы, уводить в сторону.
|
2.
|
Метаплан
|
1. Позволяет одновременно работать как в группе, так и индивидуально
2. Даёт возможность обменяться мнениями
3. Учит слушать других и уважать их взгляды, вырабатывает конструктивизм
4. Учит приходить к компромиссу
5. Учит аргументации
6. Включает в работу всех участников
7. Многофункциональный
|
1. Является долгим по времени реализации
2. Требует предварительной подготовки дополнительных материалов, например, цветных карточек, клея и т.п.
3. Группы, в которых выполняется это задание, не могут быть слишком многочисленные.
|
3.
|
Работа с текстом
|
1. Даёт возможность ознакомится с информацией, документами…
2. Способствует пониманию терминов.
3. Создаёт возможность индивидуальной и групповой работы.
4. Может вести к дискуссии.
5. Развивает интеллектуальные умения, творчество, ответственность, коммуникабельность.
6. Способствует самомотивации.
|
1. Перед занятием руководитель должен подготовить необходимые материалы.
2. Если каждый участник работает индивидуально, невозможно правильно проанализировать результат работы
3. Трудности в подборе текста.
4. Группу бывает трудно поделить на равные части.
|
4.
|
Демонстрация фильма
|
1. Внесение разнообразия в занятия.
2. Даёт возможность сконцентрироваться на проблеме.
3. Восприятие наглядное, эмоционально, позволяет войти в положение людей, представленных в фильме.
4. Зритель после просмотра фильма может активно работать
5. Возможность много планового, системного подхода.
|
1. Необходимость специального оборудования, фильмов.
2. Требует немалого личного вклада того, кто подготавливает занятия (предварительный просмотр, систематизация материала и т.п.)
3. Требует определённых организационных усилий.
4. Возможны технические сложности.
5. Не заменит живого слова.
|
5.
|
Лекция
|
1. Значительная часть людей привыкла к этому методу.
2. Можно представить большой объём информации за относительно короткое время.
3. Информация предоставлена системно, логически связано.
|
1. Слушатели могут заскучать.
2. Слишком долгая лекция может привести к деконцентрации.
3. Могут появиться трудности с запоминанием информации.
4. Роль слушателя не творческая.
5. Слаба активность слушателя, нет обратной связи.
|
6.
|
Ролевая игра, симуляция
|
1. Очень эффективно включает в работу участников занятий
2. Дают возможность развить умения, отработать практические навыки
3. Позволяют «побыть в ситуации», что способствует пониманию проблемы
4. Развивают навыки коллективной работы
5. Способствует формированию культуры
6. Дают возможность понаблюдать за типичными реакциями людей
|
1. Могут вызвать конфликтные ситуации в группе
2. Ведущий занятия должен следить за всем, что делается и в случае необходимости реагировать
3. Инструкции должны быть написаны чётко, простым языком, чтобы их легко могли понять участники
4. Требуют подготовки помещения
5. Возможен хаос
6. Может помешать некомпетентность для заданной роли
|
7.
|
Метод моральных дилемм и дискуссий
|
1. Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать
2. Участвуют все
3. Возможность использования дополнительного материала.
4. Возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.
5. Воспитывается терпимость
6. Дисциплинируют и организуют.
Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
|
1. Трудно объяснить задание в сложных видах дискуссии
2. Занимает много времени
3. Желательна предварительная подготовка участников.
4. Первый (наиболее активный или эмоциональный участник) может увести в сторону
5. Необходимо предельно точно сформулировать тему (задание)
6. Возможность превращения в «говорильню»
7. При узко поставленной проблеме возможны повторения.
|
|
|
|
|