«Приемы активизации познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ индивидуальной формы обучения на занятиях в рамках
«Школы выходного дня»
Макушкина Е.В., учитель групповых и
индивидуальных коррекционных занятий
ОКОУ «Курская школа «Ступени».
Важнейшей задачей модернизации образования детей с ОВЗ в ОКОУ «Курская школа «Ступени» является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.
Одним из основных принципов обучения в специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность».
Одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является низкий уровень активности всех психических процессов: познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, быстрая утомляемость. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов - является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Состав детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах, неоднороден. С одной стороны, достижения в сфере медицины, реабилитации, специальной психологии и коррекционной педагогики позволяют выявить проблемы в развитии и оказать помощь на раннем этапе. С другой стороны, мы наблюдаем увеличение доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизме, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно- фобических расстройствах.
Эти дети нуждаютсяся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Для того, чтобы помочь детям, обучающимся индивидуально на дому, осуществлять максимально успешную и максимально возможную интеграцию в общество с 2013 года в ОКОУ «Курская школа «Ступени» в рамках дополнительного образования реализован проект «Школа выходного дня». Обучающиеся малыми группами приглашаются в образовательное учреждение на специальные занятия, которые позволяют сформировать прикладные, трудовые, творческие умения, развивать умения занять себя в свободное время, участвуя в совместной игровой и досуговой деятельности, формируют коммуникативные компетенции обучающихся.
Организованное в «Школе выходного дня» обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся с ТМН, сообщение им определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности и открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях - это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На занятиях в «Школе выходного дня» педагоги используют различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, специфика мотивации их деятельности. На занятиях эффективно используются различного вида игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, которые позволяют сделать учебную деятельность более актуальной и значимой.
На индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с психологом ведется работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей, которая включает в себя помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; по формированию понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; по проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества.
На занятиях в Ш.В.Д. обучение организовано таким образом, что бы у обучающихся с ТМН развился навык переноса способов обработки информации и тем самым развился механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Интерес к учебной деятельности на занятиях формируется через привлечение сказочных персонажей, проведение уроков- путешествий, уроков- исследований, уроков- игр. Особым видом работы по формированию познавательной активности является создание ситуации успеха на каждом занятии. Важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с положительным, личным опытом, тогда возникнет положительная установка на дальнейшее обучение.
Занятия ритмикой в специально оборудованном зале способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровье, коррекцию двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированиют умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность и уверенность. К основным видам, используемым на занятиях по ритмике, относятся ритмическая ходьба, прыжки с различными движениями рук, проговариванием речевок, стихотворений, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя; упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Обучающиеся с ТМН в развитии становятся более эмоциональными и восприимчивыми к музыке.
На занятиях ручным трудом обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, расширяет кругозор и речевой запас. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей.
В рамках Школы выходного дня для родителей обучающихся действует Психолого- педагогическая гостиная, как центр консультативной и психолого- педагогической помощи родителям. В рамках проекта предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных. Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга в рамках родительской гостиной направлены на знакомство родителей между собой, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.
Подводя итог, можно констатировать, что проект «Школа выходного дня» выполняет коррекционно - развивающую роль в становлении социального опыта и личности обучающихся с ТМН развития, обеспечивая решение основных задач социальной адаптации и реабилитации детей данной категории.