СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы логопеда  с детьми речевой группы детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.»

 «Приемы формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста Учитель-логопед МДОУ детский сад № 5 «Радуга» г.Тутаев Бекова Наталья Владимировна

«Приемы формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста

Учитель-логопед

МДОУ детский сад

№ 5 «Радуга» г.Тутаев

Бекова Наталья Владимировна

Существует тесная взаимосвязь грамматической речи с развитием лексики, фонетической и фонематической сторонами речи.  Слово представляет собой основной элемент языка и речи, и ключевым моментом в процессе речевого общения является значение слова, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого общения.

Существует тесная взаимосвязь грамматической речи с развитием лексики, фонетической и фонематической сторонами речи.

Слово представляет собой основной элемент языка и речи, и ключевым моментом в процессе речевого общения является значение слова, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого общения.

Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:   Помочь детям освоить морфологическую систему родного язык. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании.  Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи

Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:

  • Помочь детям освоить морфологическую систему родного язык.
  • Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании.
  • Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразовании.
  • Помочь детям в овладении синтаксической стороной речи
Методы формирования грамматически правильной речи у детей дидактические игры словесные упражнения рассматривание картин  игры-драматизации пересказ коротких рассказов и сказок

Методы формирования грамматически правильной речи у детей

  • дидактические игры
  • словесные упражнения
  • рассматривание картин
  • игры-драматизации
  • пересказ коротких рассказов и сказок
Разные стороны грамматического строя языка ребенок усваивает по-разному. В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения.  На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества.  На шестом году – элементарному анализу структуры предложения. На седьмом году – осознанию грамматических связей между словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

Разные стороны грамматического строя языка ребенок усваивает по-разному.

  • В младшем возрасте дети главным образом овладевают системой словоизменения.
  • На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества.
  • На шестом году – элементарному анализу структуры предложения.
  • На седьмом году – осознанию грамматических связей между словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений

  • Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Основное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста : Формирование умения изменять слова по падежам, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, употреблять предлоги (в, на, за, под, около) и глаголы.

Основное содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста :

Формирование умения изменять слова по падежам, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, употреблять предлоги (в, на, за, под, около) и глаголы.

Примеры дидактических игр 1 . «Котенок играет»  Воспитатель или ребенок меняет местоположение котенка (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол». «Волшебный мешочек»  В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: Что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

Примеры дидактических игр

1 . «Котенок играет»

Воспитатель или ребенок меняет местоположение котенка (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово «стол».

  • «Волшебный мешочек»

В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: Что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

Последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста :   Учить детей односложно отвечать на вопросы Учить строить простое предложение Учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами Обучение составлению сложных предложений .

Последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста :

  • Учить детей односложно отвечать на вопросы
  • Учить строить простое предложение
  • Учить оформлять и распространять простое предложение (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами
  • Обучение составлению сложных предложений .
Средний дошкольный возраст.  Содержание обучения . Развивать умение употреблять формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных, Обучать согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, Обучать использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

Средний дошкольный возраст. Содержание обучения .

  • Развивать умение употреблять формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных,
  • Обучать согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже,
  • Обучать использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
Примеры дидактических игр 1. « Чего нет у Тани?»  (Цель: употребление существительных во множественном числе, родительном падеже). Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Куртку, туфли, ботинки, колготки, носки) А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, туфель, куртки) 2 . «А что у куклы?» (Упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)  У меня яблоко. А у куклы? – А у куклы яблочко. 3. «Один и много». (Упражнение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже)  У меня один карандаш. А у тебя? – У меня много карандашей. У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

Примеры дидактических игр

1. « Чего нет у Тани?» (Цель: употребление существительных во множественном числе, родительном падеже).

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Куртку, туфли, ботинки, колготки, носки)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, туфель, куртки)

2 . «А что у куклы?» (Упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

У меня яблоко. А у куклы? – А у куклы яблочко.

3. «Один и много». (Упражнение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже)

У меня один карандаш. А у тебя? – У меня много карандашей.

У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

Дидактическая игра «Магазин». Дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных.

Дидактическая игра «Магазин». Дети упражняются в словообразовании относительных прилагательных.

Игра «Растеряша». Цель: совершенствование умения согласовывать существительные с личными местоимениями .

Игра «Растеряша». Цель: совершенствование умения согласовывать существительные с личными местоимениями .

Содержание обучения в старшем дошкольном возрасте : Формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными. Закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Совершенствование разных форм словоизменения и словообразования, осознанного употребления предлогов.

Содержание обучения в старшем дошкольном возрасте :

  • Формирование умения правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
  • Закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
  • Совершенствование разных форм словоизменения и словообразования, осознанного употребления предлогов.
Формирование синтаксических умений в старшем дошкольном возрасте: Продолжать формировать умение употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).

Формирование синтаксических умений в старшем дошкольном возрасте:

  • Продолжать формировать умение употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).
Примеры дидактических игр «Кто как голос подает?» «Кто у кого?»- детеныши диких и домашних животных «Кто где живет?» «Кто чем управляет?» «Машина едет по дороге»-приставочные глаголы «Что для чего?»-суффикс –ниц- (хлебница, мыльница)

Примеры дидактических игр

  • «Кто как голос подает?»
  • «Кто у кого?»- детеныши диких и домашних животных
  • «Кто где живет?»
  • «Кто чем управляет?»
  • «Машина едет по дороге»-приставочные глаголы
  • «Что для чего?»-суффикс –ниц- (хлебница, мыльница)
 Для речевых детей большую трудность представляет усвоение предложно-падежных конструкций.  Модели простых предлогов

Для речевых детей большую трудность представляет усвоение предложно-падежных конструкций. Модели простых предлогов

Использование моделей предлогов на логопедических занятиях.

Использование моделей предлогов на логопедических занятиях.

Игра «Кто за деревом?». Цель: упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных.

Игра «Кто за деревом?». Цель: упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных.

Составление сложных предложений 1 . Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее. – Сегодня нужно надеть сапоги, потому что… (на дворе лужи). Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать). 2. Игра «Найди ошибку» Солнышко прячется, потому что ночью темно. Пришла весна, потому что прилетели грачи .

Составление сложных предложений

1 . Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сегодня нужно надеть сапоги, потому что… (на дворе лужи).

  • Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

2. Игра «Найди ошибку»

  • Солнышко прячется, потому что ночью темно.
  • Пришла весна, потому что прилетели грачи .
Использование светового песочного планшета для развития грамматического строя речи детей.

Использование светового песочного планшета для развития грамматического строя речи детей.

Игры с песком позволяют логопеду решать следующие задачи: Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире. Установливать эмоциональный контакт между специалистом и ребенком, положительную мотивацию к заданию. Способствовать развитию речи детей в работе с нетрадицонным материалом .

Игры с песком позволяют логопеду решать следующие задачи:

  • Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире.
  • Установливать эмоциональный контакт между специалистом и ребенком, положительную мотивацию к заданию.
  • Способствовать развитию речи детей в работе с нетрадицонным материалом .
Игра с песком является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции  в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.  совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Игра с песком является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции

  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Формы работы с песочным планшетом 1. Сюжетные игры. 2. Игры – забавы. 3. Дидактические игры – упражнения. 4. Рассказывание сказок. 5. Инсценирование. 6. Рисование песком .

Формы работы с песочным планшетом

  • 1. Сюжетные игры.
  • 2. Игры – забавы.
  • 3. Дидактические игры – упражнения.
  • 4. Рассказывание сказок.
  • 5. Инсценирование.
  • 6. Рисование песком .
Ребенку предлагается подуть через трубочку и найти под слоем песка картинки

Ребенку предлагается подуть через трубочку и найти под слоем песка картинки

Сюжетная игра по теме «Домашние животные». Упражняем ребенка в употреблении существительных в творительном падеже «Чем угостим животных?»

Сюжетная игра по теме «Домашние животные». Упражняем ребенка в употреблении существительных в творительном падеже «Чем угостим животных?»

Тема «Транспорт». Закрепляем в речи приставочные глаголы.

Тема «Транспорт». Закрепляем в речи приставочные глаголы.

Дидактическая игра «Два и пять» на согласование существительных с числительными.

Дидактическая игра «Два и пять» на согласование существительных с числительными.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание