СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках литературного чтения младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет педагогам, работающим по  любой системе обучения 1-4кл. Она направлена на развитие интереса младших школьников к чтению. В презентации раскрывается понятие "навык чтения", предлагаются методы и приёмы для его улучшения.

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы развития интереса к чтению на уроках литературного чтения младших школьников»»

Кафедра начальных классов « « Приемы и методы  развития интереса  к чтению на уроках литературного чтения младших школьников» Составила: учитель начальных классов  МБОУ гимназии № 48 Зубкова Н. А. Урок русского языка  во 2 классе Учитель начальных классов Зубкова Н. А.

Кафедра начальных классов

« « Приемы и методы

развития интереса

к чтению на уроках

литературного чтения младших школьников»

Составила: учитель начальных классов МБОУ гимназии № 48 Зубкова Н. А.

Урок русского языка во 2 классе

Учитель начальных классов

Зубкова Н. А.

Качества чтения  правильность,  беглость, сознательность, выразительность Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е, в темпе от 120 до 150 слов в минуту, именно при этой скорости достигается лучшее по­нимание смысла текста. Существует 2 формы чтения: чтение вслух (предназначено для слушателей) и чтение «про себя»-«глазами» (без внешних речедвижений – наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена «для себя» и требует большой мыслительной работы).

Качества чтения

  • правильность,
  • беглость,
  • сознательность,
  • выразительность

Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е, в темпе от 120 до 150 слов в минуту, именно при этой скорости достигается лучшее по­нимание смысла текста.

Существует 2 формы чтения: чтение вслух (предназначено для слушателей) и чтение «про себя»-«глазами» (без внешних речедвижений – наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена «для себя» и требует большой мыслительной работы).

Качества чтения Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость — это скорость чтения,  обусловливающая понимание  прочитанного. Сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Качества чтения

Правильность - плавное чтение

без искажений, влияющих на смысл

читаемого.

Беглость — это скорость чтения,

обусловливающая понимание

прочитанного.

Сознательность чтения — это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Техника чтения 1 кл. 2 кл. 60 слов     3 кл. 80 слов    100 слов 4 кл.  ≥ 120 слов

Техника чтения

1 кл.

2 кл.

60 слов

3 кл.

80 слов  

100 слов

4 кл.

120 слов

Типы читателей 1 тип – читающие ушами – они видят, проговаривают и слушают себя при чтении (самый медленный тип чтения). 2 тип – читающие глазами – те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения составляет 600 слов в минуту. 3 тип – читающие носом, нюхом, умом , они как бы угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками, это сверхбыстрый метод чтения – от 1000 до 10000 слов в минуту – динамическое чтение (чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков). Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа, слова воспринимаются, как образы символы. При этом текст запоминается с одного прочтения лучше.

Типы читателей

  • 1 тип – читающие ушами – они видят, проговаривают и слушают себя при чтении (самый медленный тип чтения).
  • 2 тип – читающие глазами – те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения составляет 600 слов в минуту.
  • 3 тип – читающие носом, нюхом, умом , они как бы угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками, это сверхбыстрый метод чтения – от 1000 до 10000 слов в минуту – динамическое чтение (чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков). Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа, слова воспринимаются, как образы символы. При этом текст запоминается с одного прочтения лучше.

Причины,  тормозящие процесс чтения 1 – малое поле зрения при чтении Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движением глаз. 2 – регрессия глаз (непроизвольные движения глаз к непонятным фразам, словам, предложениям). 3 – артикуляция при чтении . 4 – отсутствие гибкой стратегии чтения , выработка целей, задач, программ на способность быстро читать. 5 – отсутствие внимания при чтении (переключение внимания на посторонние мысли и предметы, снижается интерес к тексту, его смыл не доходит до сознания).  Существует 2 формы чтения: чтение вслух (предназначено для слушателей) и чтение «про себя»-«глазами» (без внешних речедвижений – наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена «для себя» и требует большой мыслительной работы).

Причины, тормозящие процесс чтения

  • 1 – малое поле зрения при чтении Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движением глаз.
  • 2 – регрессия глаз (непроизвольные движения глаз к непонятным фразам, словам, предложениям).
  • 3 – артикуляция при чтении .
  • 4 – отсутствие гибкой стратегии чтения , выработка целей, задач, программ на способность быстро читать.
  • 5 – отсутствие внимания при чтении (переключение внимания на посторонние мысли и предметы, снижается интерес к тексту, его смыл не доходит до сознания).
  • Существует 2 формы чтения: чтение вслух (предназначено для слушателей) и чтение «про себя»-«глазами» (без внешних речедвижений – наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена «для себя» и требует большой мыслительной работы).

Причины, тормозящие процесс чтения 1 – малое поле зрения при чтении Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движением глаз. 2 – регрессия глаз (непроизвольные движения глаз к непонятным фразам, словам, предложениям). 3 – артикуляция при чтении . 4 – отсутствие гибкой стратегии чтения , выработка целей, задач, программ на способность быстро читать. 5 – отсутствие внимания при чтении (переключение внимания на посторонние мысли и предметы, снижается интерес к тексту, его смыл не доходит до сознания).

Причины, тормозящие процесс чтения

  • 1 – малое поле зрения при чтении Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движением глаз.
  • 2 – регрессия глаз (непроизвольные движения глаз к непонятным фразам, словам, предложениям).
  • 3 – артикуляция при чтении .
  • 4 – отсутствие гибкой стратегии чтения , выработка целей, задач, программ на способность быстро читать.
  • 5 – отсутствие внимания при чтении (переключение внимания на посторонние мысли и предметы, снижается интерес к тексту, его смыл не доходит до сознания).

Взаимосвязь качеств чтения Правильное озвучивание  понимание текста (осознания идеи произведения)  выразительность чтения   Беглость (темп чтения) при определенных условиях становится средством выразительности.   Интерес к чтению

Взаимосвязь качеств чтения

Правильное озвучивание

понимание текста (осознания идеи произведения)

выразительность чтения

Беглость (темп чтения) при определенных условиях становится средством выразительности.

Интерес к чтению

Качества чтения Показатели Формирование и развитие правильность беглость Упражнения фонематического слуха, грамматических навыков, сознательность увеличение объема внимания, навыка антиципации работа со звукопроизношением, восстановление деформированных строк, текста  восстановление деформированных слов, строк, текста словарного запаса , грамматических навыков, навыка антиципации  восстановление деформированных строк, текста выразительность  чтение по ролям, графическое и словесное иллюстрирование, драматизация

Качества чтения

Показатели

Формирование и развитие

  • правильность
  • беглость

Упражнения

фонематического слуха, грамматических навыков,

  • сознательность

увеличение объема внимания, навыка антиципации

работа со звукопроизношением, восстановление деформированных строк, текста

восстановление деформированных слов, строк, текста

словарного запаса , грамматических навыков, навыка антиципации

восстановление деформированных строк, текста

  • выразительность

чтение по ролям, графическое и словесное иллюстрирование, драматизация

Методы и приёмы для развития навыков чтения Частота упражнений.  «Жужжащее» чтение . 3. Развитие оперативной памяти.  4. Коллективные комплексные упражнения . 5. Стимулирование желания читать. 6. Упражнение над артикуляцией . Чтение чистоговорок, скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп). 7. Смысловое прогнозирование (прием антиципации ) - предугадывание, предположение, чем закончится, о чем будет читать 8. Работа над выразительностью чтения . Приемы развития воссоздающего вооб­ражения :  графическое и словесное иллюстрирование, со­ставление диафильмов, написание киносценариев, чтение по ролям, драматизация .

Методы и приёмы для развития навыков чтения

  • Частота упражнений.
  • «Жужжащее» чтение .

3. Развитие оперативной памяти.

4. Коллективные комплексные упражнения .

5. Стимулирование желания читать.

6. Упражнение над артикуляцией . Чтение чистоговорок, скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп).

7. Смысловое прогнозирование (прием антиципации ) - предугадывание, предположение, чем закончится, о чем будет читать

8. Работа над выразительностью чтения . Приемы развития воссоздающего вооб­ражения : графическое и словесное иллюстрирование, со­ставление диафильмов, написание киносценариев, чтение по ролям, драматизация .

Внеурочная деятельность – развитие интереса к чтению Инсценирование сказки «Репка» «Литературное кафе» (по сказкам А. С. Пушкина) «Крылатые баснелюбы» Сказка «12 месяцев» в Оперном театре

Внеурочная деятельность – развитие интереса к чтению

Инсценирование сказки «Репка»

«Литературное кафе» (по сказкам А. С. Пушкина)

«Крылатые баснелюбы»

Сказка «12 месяцев» в Оперном театре

«Придумай новое слово»   Измени в слове второй звук так, чтобы получилось новое слово: Угол, овал, точка, шкала, билет, месса, дань. Измени первый звук: Ноль, вектор, график, индекс, конус, куб, метр, плюс, синус, точка. Вес, фаза, фон, заряд, дума, форма, фуга, хор, лубок, курия, трест, декрет. Измени последний звук: График, катет, , куб, плюс, полином, бас, тема, суд.  

«Придумай новое слово»

  • Измени в слове второй звук так, чтобы получилось новое слово:

Угол, овал, точка, шкала, билет, месса, дань.

  • Измени первый звук:

Ноль, вектор, график, индекс, конус, куб, метр, плюс, синус, точка.

Вес, фаза, фон, заряд, дума, форма, фуга, хор, лубок, курия, трест, декрет.

  • Измени последний звук:

График, катет, , куб, плюс, полином, бас, тема, суд.

 

Собери осмысленные предложения из рассыпанных слов  1. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк. 2. По, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал. 3. Почему, рождения, дне, играл, веселую, крокодил Гена, гармошке, на, песенку, и, был?

Собери осмысленные предложения из рассыпанных слов

1. Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.

2. По, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал.

3. Почему, рождения, дне, играл, веселую, крокодил Гена, гармошке, на, песенку, и, был?

Догадайся» и прочитай с увеличением темпа чтения Выгляну… солны…, обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и поле… за новостя… . Смотрит, стало в ле.. тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет.. пурга. Присмире… синич… сжал… в комоч… . Ветер рвет ее с вет… , ерошит перыш… леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич… , пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич… , что вью… да мете… под февраль полете… . (В. Бианки)

Догадайся» и прочитай с увеличением темпа чтения

Выгляну… солны…, обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и поле… за новостя… . Смотрит, стало в ле.. тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет.. пурга. Присмире… синич… сжал… в комоч… . Ветер рвет ее с вет… , ерошит перыш… леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич… , пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич… , что вью… да мете… под февраль полете… .

(В. Бианки)

«Найди спрятанное слово»   Прочитай среди буквенного текста предложения. Найди слова, которые спрятаны и их подчеркни.  ТЫБСОЛНЦЕЮВСИГРАЕТУЛШЛУЧАМИЙЭЦВЬФПТРАВЕРЫЖ АГМАШИНАИТПОДЪЕХАЛАЮДКИСЛЕСУЖЭ

«Найди спрятанное слово»

Прочитай среди буквенного текста предложения. Найди слова, которые спрятаны и их подчеркни.

  • ТЫБСОЛНЦЕЮВСИГРАЕТУЛШЛУЧАМИЙЭЦВЬФПТРАВЕРЫЖ
  • АГМАШИНАИТПОДЪЕХАЛАЮДКИСЛЕСУЖЭ
Прочитай текст вслух по ролям, читая некоторые слова наоборот. Ворон и лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л. Н. Толстой

Прочитай текст вслух по ролям, читая некоторые слова наоборот.

Ворон и лисица

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:

- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац, если бы у тебя солог был.

Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог:

- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

Л. Н. Толстой

Советы родителям по развитию читательского интереса у детей

1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. 2. Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. 5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 6. Когда вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном моменте. 7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 8. Предлагайте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 10. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 11. Воспитывайте бережное отношение к книге, показывайте книжные реликвии своей семьи. 12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ: 1. Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом). 2. Чтение перед сном родителями и самостоятельно. Нахождение предложения по данному началу или по концу. 3. Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).

Памятка для родителей  1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.  2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.  3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.  4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.  5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.  6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.  7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

Памятка для родителей

1. Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам. 2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. 3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения. 4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу. 5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа. 6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению. 7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.