Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.
1.Заполнение буквенных пропусков.
Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.
2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.
Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.
3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.
4.Чтение текста по нижней части букв.
5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.
6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.
верх-вверх низ-вниз
лес-лесочек сад-садик
игра-игрушка дом-домик
7.Чтение с закладкой.
Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.
8.Чтение «наоборот».
К.Д. Ушинский «Васька».
Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!
9.Чтение с помощью «Решётки».
10. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Задания на этом этапе урока направлены на
постановку целей урока, определение тематической направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
Задание:
Предположите, о чём и о ком этот текст?
по его названию;
по иллюстрациям к тексту;
по выделению героев произведения;
по выделенным словам.
Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста. (См. приложение).
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. (См. приложение)
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы с трудными словами
Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.
Игры-задания, кроссворды.
Ребусы, анаграммы.
Найди в предложениях.
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
Замени словосочетания одним словом.
Закончи предложения.
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
Подумай и запиши.
Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
показ предмета или действия, обозначаемого словом;
показ рисунка или иллюстрирование;
подстановка синонимов;
способ логического определения;
введение новых слов в предложение;
объяснение значения слова через словообразовательный анализ;
выяснение значения слова по толковому словарю.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения
Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
артикуляционная гимнастика; (см. приложение);
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
прослушивание грамзаписи;
скороговорки;
хоровое чтение;
физминутки;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
драматизация текста;
чтение под музыку;
разметка текста: паузы, логические ударения;
упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
словарь настроений; (см. приложение);
участие в художественной самодеятельности;
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы.
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
Графическое иллюстрирование
Словесное иллюстрирование (рисование)
Творческий пересказ, драматизация.
Творческие задания игрового действия
Составление сказочных объявлений и телеграмм:
Лечу зверей и птиц.
Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.
Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.
Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.
Составление кроссвордов.
Составление викторин.
книжки – самоделки;
лепка и аппликация.
Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.
В переводе означает «пучок», «созвездие».
Прием «Верные и неверные утверждения»
Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Работаю в паре: что я знаю о теме урока? | Ставлю перед собой цели. | Что я знал, а что узнал? |
«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
понятия,
мнения,
имена,
факты,
проблемы,
имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Приём «Кубик Блума»
Прием «Составь задание»
Приём «Составление лэпбука»