СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения»

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

  • Цель работы на уроках литературного чтения – формирование читательской самостоятельности.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)

Этого нет в наших учебниках, но это необходимо для подготовки речевого аппарата к чтению.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.



2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.



3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7.Чтение с закладкой.

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

8.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да ретих; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз-то кривые, когти выпускные!

9.Чтение с помощью «Решётки».

10. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Задания на этом этапе урока направлены на

постановку целей урока, определение тематической направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Задание:

Предположите, о чём и о ком этот текст?

по его названию;

по иллюстрациям к тексту;

по выделению героев произведения;

по выделенным словам.

Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста. (См. приложение).

  • Самостоятельное чтение (дома или в классе).

  • Чтение с остановками.

  • Словарная работа.

  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  • Перечитывание текста. (См. приложение)

  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

  • Беседа по содержанию в целом.

  • Обобщение прочитанного.

  • Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы с трудными словами

Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.

  • Игры-задания, кроссворды.

  • Ребусы, анаграммы.

  • Найди в предложениях.

  • Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.

  • Замени словосочетания одним словом.

  • Закончи предложения.

  • Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.

  • Подумай и запиши.

  • Знакомство с новыми словами в форме путешествия.

  • показ предмета или действия, обозначаемого словом;

  • показ рисунка или иллюстрирование;

  • подстановка синонимов;

  • способ логического определения;

  • введение новых слов в предложение;

  • объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

  • выяснение значения слова по толковому словарю.

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

  • артикуляционная гимнастика; (см. приложение);

  • чтение одного предложения с разными интонациями;

  • подражание речи учителя;

  • прослушивание грамзаписи;

  • скороговорки;

  • хоровое чтение;

  • физминутки;

  • работа над логическим ударением;

  • чтение по ролям;

  • драматизация текста;

  • чтение под музыку;

  • разметка текста: паузы, логические ударения;

  • упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);

  • упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);

  • словарь настроений; (см. приложение);

  • участие в художественной самодеятельности;

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.

  • Диалог, дискуссия.

  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).

  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

  • Выполнение творческих заданий.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.

  • Графическое иллюстрирование

  • Словесное иллюстрирование (рисование)

  • Творческий пересказ, драматизация.

  • Творческие задания игрового действия

  • Составление сказочных объявлений и телеграмм:

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

  • Составление кроссвордов.

  • Составление викторин.

  • книжки – самоделки;

  • лепка и аппликация.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

  • Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие».

  • Прием «Верные и неверные утверждения»

  • Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»



Знаю

Хочу узнать

Узнал

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю перед собой цели.

Что я знал, а что узнал?

  • Приём «Корзина идей»

«Корзина идей»— прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

  • Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.

  • Прием «Написание синквейна»

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

  • Прием «Ключевые слова»

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

  • Прием «Письмо по кругу»

  • Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)

Приём «Кубик Блума»

  • Приём «Ромашка Блума»

Прием «Составь задание»

Приём «Составление лэпбука»




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!