СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы развития орфографической зоркости и навыков грамотного письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема не новая, и ответ на нее уже есть. Использование различных методов и приемов.

Но  ежедневно перед учителями встают вопросы, как добиться грамотного письма, выработать орфографическую зоркость? Как преподнести правила русского языка так чтобы они стали доступными и понятными? Как сделать урок интересным, развивающим, обучающим? Как реализовать одно из важнейших направлений работы современной школы – применение полученных знаний на практике?

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития орфографической зоркости и навыков грамотного письма»

Слово к читателю

Использование приемов для выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма адресована учителям – словесникам, учителям начальных классов.

Тема не новая, и ответ на нее уже есть. Использование различных методов и приемов.

Но ежедневно перед учителями встают вопросы, как добиться грамотного письма, выработать орфографическую зоркость? Как преподнести правила русского языка так чтобы они стали доступными и понятными? Как сделать урок интересным, развивающим, обучающим? Как реализовать одно из важнейших направлений работы современной школы – применение полученных знаний на практике? Как повысить самостоятельность, активность мышления школьников, то есть развивать внимание к форме, значению, структуре изучаемого грамматического явления: формировать умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка? Как осуществлять дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный – к каждому учащемуся? Какие выбрать приемы в море методов, приемов , технологий?!

Цель методических рекомендаций в описании эффективных приемов для выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

Автор предлагает учителям эффективные приемы обучению орфографической зоркости и навыков грамотного письма Все приемы, предлагаемые в материале, под силу каждому обучающемуся. Они помогают ему как бы мимо воли открыть справедливость нудных правил, дают возможность «набить руку» грамотного письма. Приемы можно использовать на уроках в начальной школе и в основной школе, независимо от темы. Они достаточно универсальны для выработки грамотного письма.

Материалы не только подсказывают, как облегчить овладение орфографией русского языка, но и могут стать хорошим подспорьем для развития творчества учителя, для создания атмосферы поиска и открытий.





















Использование приемов для выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма



Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность .Чем развитее ребёнок,

чем богаче его словарь и синтаксис ,чем правильнее его

произношение ,тем легче даётся ему правописание.

Н.С. Рождественский

Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

Овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками, а также основными нормами литературного языка есть одно из условий успешной коммуникации в обществе. По этой причине у обучающихся необходимо вырабатывать орфографическую зоркость. Этому способствуют определенные психологические и методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы. Развитие внимания, памяти, формирование у обучающихся установки на запоминание, опора на осознание сути изучаемого явления – это и есть основные предпосылки, способствующие выработки орфографических умений и навыков. Также немаловажную роль в этом играют общие знания о русском языке, учебно-языковые умения и опознавательные признаки орфограмм.

Орфографические умения в большей мере, чем другие языковые умения, в силу своей специфики подвержены угасанию, поэтому требуют постоянной тренировки. В связи с этим поиск эффективных способов формирования орфографических умений и навыков у обучающихся на уроках русского языка в настоящее время является одной из актуальных проблем.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

1.Игровое упражнение:

«Клубок» - первый ребенок называет слово (лучше – словарное), второй повторяет названное слово и добавляет свое и т.д. Вначале играет один ряд, затем добавляется второй, третий. Таким образом, количество слов достигает 20 – 25.

«Зажги маячок». Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и предложений в прописях. Под «опасным местом» дети ставят зеленые кружки.

2. Прочитать три раза слова:

мама дети человек брат

доброта тетя мужчина ребенок

Затем слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

  • сколько букв в предпоследнем слове?

  • сколько слов, состоящих из двух слогов?

  • назовите третье слово;

  • сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

  • сколько слов заканчивается на букву «а»?

  • какие слова женского рода?

3. Вставить пропущенное слово (словесные пропорции):

больница / больные = парк / …

дети / игра = взрослые / …

змея / нора = … / конура

4. Расшифруй слова:

Доран, атябер, акчовед, щиравот, тадлос, цедолом

5. Раздели склеенные между собой слова:

народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

6. Найди ошибки, объясни их правописание:

Марос, вараби, канки,

Сарока, снишки, девачка.

7. Письмо по памяти.

8. Исправь, допущенные ошибки, объясни:

Белый снек на ветке,

Иней на стикле.

Ель дражит от ветра.

Холодно и мне.

9.Заучивание правил в стихотворной форме:

Безударный гласный звук

В сеть свою поймал паук.

Лишь ударный знак лихой

Его спасет. Вперед , герой!

10.«Спрятались» слова1

(3 слова: весело, вдруг, ветер)

- Привет Ерёма!

- Привет Фома.

- Идём в лес за шишками.

- Нет, боюсь.

- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.

Пошли друзья в лес, набрали много шишек.

- Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?

- Тяжело.

11. Занимательные задания в стихотворной форме2: « Звезды», «Паутинка»

Наши звезды загрустили:

Одну букву уронили.

Помоги им от души –

Эту букву допиши.

Л З

Ы

Н Е З__ЕЛЕНЫЙ-

Й

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Поэтому эффективные приемы это:
12. Орфографическое чтение.

13. Орфоэпическое чтение.

14.. Звуковой разбор.

Фонетико- орфографический разбор:

- скажи слово и послушай [л о ш а т к а ]

/

- выдели ударный [ л о ш а т к а ]

- определи количество слогов [ло- ша-тка]

- вычлени первый звук и т.д. [ л] - согласный твердый звонкий

[ а ] – гласный безударный, слабая позиция

Рассуждая , ученик оформляет запись:

? ? ?

- о\ - о \ - - о

[a]- безударная гласная ,проверочное слово лошадь

[т ]- проверочное слово лошади

[ a] – безударный гласный в слабой позиции, существительное 1 склонения, подставляю слово 1 склонения с ударным окончанием рука, пишу букву а

- проверь, получилось ли слово ло\ша\дка

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. С этой целью используем:

15. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

16. Письмо с проговариванием. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

17.Письмо с пропуском орфограмм или «Дырявое письмо» 2Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

18.Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

19.Работа с группой предложений по системе Федоренко. Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например:

Проверь!

1.Не пропустил ли ты буквы?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?

3.Не уверен , спроси у учителя.









1.Дидактические материалы « Учимся легко и радостно» №2(6)2008, Школьный свет,

2. М.А.Ганькина « Аптечка быстрой грамматической помощи» Киев.2005. с.26







20. Самостоятельная работа, с распределением в течение недели так: 1

понедельник – «Вставь букву!»;

вторник – «Найди ошибку!» ;

среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время);

четверг – словарный диктант или изложение;

пятница – «Подбери слово».

Окончив начальную школу, большинство учащихся не овладевают в полном объеме навыками грамотного письма. Поэтому проблема формирования орфографической зоркости является актуальной и в средних классах.

Приемы работы над развитием орфографической зоркости в средней школе.

Традиционные приемы:

1.Карточки с индивидуальными заданиями;

2.Списывание с правильного текста;

3.Чтение;

4.Письмо заученного наизусть связного текста;

5.Предупредительные диктанты;

6.Объяснительные диктанты;

7.Творческие, свободные диктанты;

8.Выборочные, немые, зрительные диктанты;

9.Пользование орфографическими словарями;

10.Проверочные диктанты;

11.Работа над ошибками;

12.Таблицы;

13. Алгоритмы;

14. Весёлые стихи-правила;

15. Лингвистические игры и задачи;

16. Орфографический тренажер. 2

Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии:

1.Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В мозговом штурме участвует коллектив и ведущий (учитель). Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои ответы, направленные на решение поставленной задачи.









1. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5

2.Молодцова Н.П. Орфографический тренажер. 5 класс







2.Фонетическая зарядка.

3. Синквейны - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

4. Прием «кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала.

5.Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

6. «Да-нетки»1.

Использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе

Работа по орфографии осуществляется и при изучении неорфографических тем - фонетики, лексики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

При изучении неорфографических тем используются следующие формы орфографической работы:

1.Попутное повторение,

2.Словарно-орфографическая работа.











_________



  1. Серия « Учимся учиться» Русский язык. Программы самореализации личности. Донецк.2011



В совокупности они позволяют не только поддерживать на определенном уровне орфографические умения учащихся, но и укреплять, совершенствовать их.

Систематическое отслеживание динамики уровня сформированности орфографической зоркости у обучающихся показывает, что использование данных приемов повышает орфографическую грамотность.

Синяя прямая – результаты по отработке орфограммы «Правописание чк, чн, нч »; красная – « Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу»,зеленая – «Правописание ь разделительного и смягчающего знака»



Заключение.

В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся.























Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989.

2. Бондаренко, С. Ударим по безударным гласным! [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2005. – № 3.

3. Букринская, И., Кармакова О. Графика. Орфография. Принципы русской орфографии [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2004. – № 7.

4. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] // Начальная школа. –2002- №1- С.90.

5. Жирмунский, В.М. К вопросу о русской орфографии [Текст] // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1985. – Т. 24. – № 1.

6. Зданкевич, В.Г. Не всегда пишется то, что слышится [Текст] // Русская речь. – 2003. – № 6

7. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Начальная школа. – 2000. - № 6.

8. Маслова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. – № 10.

9.  Морозова М.Я., Петрова Е.Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва

10. Рыболова, З.Д. Формирование орфографический навыков [Текст] // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). – 2006. – № 11.

11. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.

12. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5

13. Хотенцева Г.И.. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

14. Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости учащихся // Начальная школа. – 2002. - № 8.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей