СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости у обучающихся начальных классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает суть орфографической зоркости и основные приемы для развития навыка грамотного письма.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у обучающихся начальных классов»


Районный отдел образования Пролетарского района

Ростовской области











Формирование орфографической зоркости

у обучающихся начальных классов

(презентация опыта работы)
















учитель МБОУ лицей №1

г. Пролетарска

Удодова Елена Михайловна



2016


«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».


Н. С. Рождественский, педагог, методист русского языка


Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. Меня, как и всех учителей, волновали и продолжают волновать вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?»

Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество ошибок. Соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы.

Так происходит, потому что трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что причиной низкой грамотности у обучающихся является неумение «видеть» орфограммы.

Умение обнаруживать «ошибкоопасные» мес­та, то есть орфограммы - предме­т целенаправленного обучения. Только оно мо­жет помочь преодолеть «орфографическую сле­поту» обучающихся и повысить практическую значимость изучения правил.

Так что же такое орфографическая зоркость?

Слайд Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Слайд Существует ряд факторов, влияющих на развитие орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор. Он срабатывает при запоминании неправильных написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: Слайд

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.


Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.


За годы работы я отобрала наиболее продуктивные, на мой взгляд, приёмы, развивающие орфографическую зоркость. Слайд

1. Поиск орфограмм в “чистом” тексте, когда обучающиеся должны найти и подчеркнуть орфограммы в тексте, не переписывая его.

2. Списывание

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание всегда дополняется грамматическими заданиями (Например, выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова; выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм и т.д.).

Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись.

3. Письмо с проговариванием

Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4. Комментированное письмо

Обучающиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд.

5. Письмо с пропуском орфограмм


Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знают, какую написать.

6. Какографические упражнения


Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

7. Письмо по памяти

8. Диктант

На первых этапах отработки изученной орфограммы использую  диктант с постукиванием. Во время диктанта я постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Диктант «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у меня, как пишется то или иное слово. Главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, это дает им возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Зрительный диктант. Его цель – предупреждение ошибок.


9. Орфографические минутки

Стараюсь проводить их ежедневно. Для быстроты проведения использую перфокарточки Слайд, а при устной работе – «веера» для обратной связи.

На всех этапах работы над орфографической зоркостью уделяю особое вни­мание значению слова. От зна­чения слова — к правильной букве. Ес­ли формировать у детей привычку за­думываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. В результате такой работы рождаются проекты «Рассказ о слове». Слайд


С 1 класса знакомлю школьников с орфо­графическим словарем, закладывая ос­новы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на ор­фографический вопрос.


Организуя урок при изучении нового материала, использую опорные схемы. Слайд

Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде наборного полотна. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия.

Например, при изучении темы «Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными», в ходе работы появляется алгоритм действия при написании слов с безударной гласной:

Прочитать слово

Поставить ударение

Выделить корень

Определить безударную гласную (а, о, и, е, я).

Подобрать проверочное


Слайд Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.


Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать. Но это бывает скучно. Поэтому практические работы строю так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что он видит орфограммы, он может написать их правильно, ему нравится работать. На помощь мне и детям приходит занимательный материал. Играя, школьники находят ту закономерность написания орфограмм, которую в научных определениях они не увидели, так как большинство игр носит проблемно-поисковый характер.

Слайд На уроках часто использую парную и групповую виды работы, взаимопроверки, ведь, как известно, «в споре рождается истина».

Слайд Интересна для обучающихся и работа с компьютером. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.  

Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:

  1. Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

  2. Задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

  3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка.

Проблема повышения орфографической грамотности обучающихся волнует учителей, методистов, родителей. Несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи обучающихся остается в целом невысокой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников, абитуриентов, студентов. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!