Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10»
Кутищева Оксана Михайловна
2021 год
Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предлагается продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут получены не только новые знания, но и будет развиваться интеллект, устная и письменная речь и как следствие – орфографическая зоркость.
Виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости 1.Письмо с проговариванием. 2. Списывание. 3. Комментированное письмо. 4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 5. Письмо под диктовку. 6. Письмо по памяти.
7. Творческие работы
1) листья 2) ногами 3) тихо 4) под 5) шуршат
Расположив данные слова в заданном порядке, составьте и запищите предложения:
а) 1, 3, 5, 4, 2
б) 4, 2, 3, 5, 1
в) 3, 4, 2, 5, 1
– Изменяется ли смысл предложений при изменении порядка слов?
– На какой вопрос отвечает каждое предложение?
( Что тихо шуршит под ногами? Где тихо шуршат листья? Как листья шуршат под ногами?)
8. Зрительно - слуховой диктант 9. Диктант с постукиванием 10. Диктант «Проверь себя» 11. Самодиктанты 12. Свободный диктант
Виды орфографических упражнений
- ПАМЯТКА «Составь рассказ» 1. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении. 2. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова. 3. Проверь по слогам каждое слово. 4. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
15. Рифмованные упражнения Рифмовка - запоминалка Чи жи , у жи , е жи , стри жи , жи рафы, мы ши , и мор жи , ма ши ны, ши ны, камы ши - запомни слоги жи и ши .
Рифмовка – тренажёр
Тема «Большая буква в именах собственных»
Кошка М аринка , котёнок …., щенок Д ружок , цыплёнок…., корова Б урёнка , коза …., поросёнок Х рюша , и бычок ….
Слова для справок:
П ушок , Т ишка , Н айдёнка , Г аврюша .
«Рифмовки – орфографические пятиминутки» Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок, девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья? Или: Шубка, шапка и мороз, мальчик Коля, кот Барбос. Анна, лестница, весна, класс, машина, тишина. Ну, а вы, друзья мои, сколько правил здесь нашли? (Дети находят и выделяют нужную орфограмму)
Познавательная игра
«Кто быстрее?»
Играют две команды.
На доске записаны в два столбика слова с пропущенными буквами.
Выигрывает команда, которая быстрее заполнит все пропуски.
«Фотограф» Все орфограммы выделяем другим цветом (зелёный). Таким образом, «фотография» получается цветной.
Применение сигнальных карточек
Игры, развивающие орфографическую зоркость Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.) Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
ЗАПОМИНАЛКИ Знаешь ты наверняка, Где ЧН , а где ЧК : ре чк а, но чк а, стро чк а, то чк а, ко чк а, коро чк а и по чк а, сро чн ый, гре чн евый, му чн ой, то чн ый, встре чн ый и ре чн ой. Никогда в таких словах Не пишите мягкий знак. Э лл а, Но нн а, ва нн а, кла сс , сс ора, те нн ис и ра сс каз, ми лл ион, шо сс е, програ мм а, гри пп , а лл ея, телегра мм а. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках.
Благодарю за внимание