Просмотр содержимого документа
«Приемы смыслового чтения»
МАОУ МОСКОВСКАЯ СОШ
СОШ №2
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК «ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»
6 КЛАСС
Еркина Н.В.
Педагог-библитекарь
п. Московский
Тюменский район
ЦЕЛЬ
- - Максимально точно и полно понять содержание текстов, как технических, так и художественных, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Задачи :
1. Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознанно научиться выяснять их смысла;
2. Научиться вчитываться в текст;
3. Научиться, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие либо
утверждения ;
4. Знать, как создать из сжатой инструкции для всех понятный текст.
- В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия текста его переработки в личностно-смысловые установки.
Смысловое чтение
1. Этап (Выявить устаревшие слова )
Многие слова и словосочетания вышли из употребления и перешли в разряд устаревших слов .
Появились новые слова для
обозначения новых предметов,
явлений и понятий.
Интересны
трудновыговариваемые слова.
Севодни - сегодня
Не можно надивиться
– не возможно налюбоваться
Басурман в старину: иноземец, иноверец
Николи – никогда
Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству
- Выписали все непонятные слова и узнали их значения по толковому словарю;
- Составили предложения употребив непонятные слова;
- Перечитали текст.
2. ЭТАП (УМЕНИЕ ВЧИТЫВАТЬСЯ В ТЕКСТ)
Предлагается для прочтения один и тот же отрывок художественного текста, где описывается главный герой .
Например :
А.П. Чехов «ИОНЫЧ»
Доктор Старцев в начале службы .
Доктор Старцев спустя 4 года после разрыва с Екатериной Ивановной.
3. ЭТАП «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
- Группе предлагается текс описания «инструкция» прочитав ее группа отгадывает предмет из «Черного Ящика».
- НАПРИМЕР ИНСТРУКЦИЯ : Недорогое изделие «M» обладает довольно неплохими техническими характеристиками. Производитель наделил её электронным управлением, системой контроля дисбаланса и контролем над пенообразованием. За один цикл работы она расходует 0,17 кВт электроэнергии и 49 литров воды – для столь простого и недорого изделия это более чем хорошая экономичность. Скорость отжима достигает 1000 об/мин, причём без возможности регулировки. (Ответ: Стиральная машина.)
- ИНСТРУКЦИЯ : Изделие с постоянной подачей пара интенсивностью 50 г/мин оптимально подходит для частого использования. Устройство мощностью 2400 Вт эффективно разглаживает ткани различных видов. Паровой удар позволяет выровнять даже заломленные складки и сделать стрелки. Вместительная емкость для воды объемом 400 мл изготовлена из прозрачного пластика с нанесенной шкалой; благодаря широкому отверстию получится налить жидкость максимально аккуратно. (Ответ : Утюг).
- Группе нужно , опираясь на прочитанный текст, доказывать правильность определения предмета из «черного ящика» или опровергать неверные решения.
4. ЭТАП «ИНТЕРПРЕТЕР»
- Группе предложен технический текст. За какое- то время нужно осмыслить его и пересказать своими словами так, чтобы другой группе было понятно как пользоваться этим предметом.
- НАПРИМЕР : Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Группы знают:
- Что такое Кластер.
- Что такое технический текст.
- Группы в процессе мероприятия формировали навыки смыслового чтения.
- Научились:
- Ориентироваться в содержании текста.
- Находить нужную информацию.
- Интерпретировать текст.