СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Приемы смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Приемы смыслового чтения", описаны те приемы, которые я использовала в течение года, работая с детьми 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы смыслового чтения"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя общеобразовательная школа» «Приемы смыслового чтения» Выполнила учитель начальных классов 1 кв.категории: Романенко Н.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Листвянская средняя общеобразовательная школа»

«Приемы смыслового чтения»

Выполнила учитель начальных классов 1 кв.категории: Романенко Н.А.

Смысловое чтение – это: осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Смысловое чтение – это:

  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Основные умения смыслового чтения , развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; умение понимать и  адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Основные умения смыслового чтения , развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и  адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения коммуникативное чтение вслух и про себя учебное самостоятельное

Типы чтения

коммуникативное чтение вслух

и

про себя

учебное

самостоятельное

Виды чтения поисковое или просмотровое ознакомительное вдумчивое изучающее

Виды чтения

поисковое

или просмотровое

ознакомительное

вдумчивое

изучающее

Ознакомительное чтение  направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста. Поисковое или просмотровое чтение  предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта. Изучающее чтение  имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений: сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы  и  подтемы  научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Ознакомительное чтение  направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение  предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение  имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
  • переносить информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы  и  подтемы  научного текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
В своей работе использую такие приёмы по формированию смыслового чтения: «Верите ли Вы?» «Задай вопрос» «Читаем и спрашиваем»   «Чтение с вопросами» «Тонкие и толстые вопросы» «Чтение с остановками» «Уголки» «Лови ошибку» «Читательский дневник»

В своей работе использую такие приёмы по формированию смыслового чтения:

  • «Верите ли Вы?»
  • «Задай вопрос»
  • «Читаем и спрашиваем»
  •   «Чтение с вопросами»
  • «Тонкие и толстые вопросы»
  • «Чтение с остановками»
  • «Уголки»
  • «Лови ошибку»
  • «Читательский дневник»
Приём «Верите  ли вы…»    Этот прием может стать нетрадиционным началом урока. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Приём «Верите  ли вы…» 

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и

после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Проводится с целью

вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного

изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Приём  «Задай вопрос» – « Ромашка Блума»                   Шесть лепестков – шесть типов вопросов. 1. Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. 2.Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. 3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены  на установление причинно-следственных связей. 4.Творческие вопросы . «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». 5. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается   от ……?» и т.д. 6.Практические вопросы. Это  вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Приём  «Задай вопрос» – « Ромашка Блума»

                  Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

1. Простые вопросы.  Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2.Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены  на установление причинно-следственных связей.

4.Творческие вопросы . «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

5. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается   от ……?» и т.д.

6.Практические вопросы. Это  вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

Читаем и спрашиваем Цель: формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Учащиеся про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Учащиеся объединяются в пары. 3.Один из учащихся формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Читаем и спрашиваем

Цель: формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Учащиеся про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Учащиеся объединяются в пары.

3.Один из учащихся формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Приём  «Чтение с вопросами»  направлен на формирование умений вдумчивого чтения. Суть приёма: текст делится учителем на логические части, и после каждой части задаются вопросы, относящиеся к тому, что уже прочитано, и к тому, что ещё предстоит прочитать. Учащийся самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведёт своеобразный «диалог с автором».  Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот. 

Приём  «Чтение с вопросами»  направлен на формирование умений вдумчивого чтения.

Суть приёма: текст делится учителем на логические части, и после каждой части задаются вопросы, относящиеся к тому, что уже прочитано, и к тому, что ещё предстоит прочитать.

Учащийся самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведёт своеобразный «диалог с автором». 

Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот. 

        «Тонкие и толстые вопросы»   Суть приёма : после изучения темы учащимся предлагают сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.   Тонкие вопросы  требуют простого, односложного ответа. Примеры: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Может…?», «Мог ли…?», «Было ли…?» и другие.  Толстые вопросы  предполагают подробный, развёрнутый ответ. Примеры: «Объясните, почему…?», «Почему вы думаете…?», «Предположите, что будет, если…?» и другие. 

        «Тонкие и толстые вопросы»  

Суть приёма : после изучения темы учащимся предлагают сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

 

Тонкие вопросы  требуют простого, односложного ответа. Примеры: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Может…?», «Мог ли…?», «Было ли…?» и другие. 

Толстые вопросы  предполагают подробный, развёрнутый ответ. Примеры: «Объясните, почему…?», «Почему вы думаете…?», «Предположите, что будет, если…?» и другие. 

«Чтение с остановками»   —  приём, который предполагает анализ содержания смысловых фрагментов незнакомого учащимся текста и предугадывание дальнейшего развития сюжета.  Алгоритм приёма «Чтение с остановками» : Подготовительный этап . Опираясь на фамилию автора, заглавие, иллюстративный материал, дети высказывают свои предположения о типе и теме текста, его героях, содержании.  Основной этап . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.   Рефлексивный этап . Учащиеся осмысливают текст и выражают свои читательские впечатления.  Творческий этап . Групповая творческая работа: написать синквейн, подобрать пословицы, составить «ромашку» вопросов и ответов, создать обложку для книги.  Цели приёма «Чтение с остановками» : развить навыки медленного, вдумчивого чтения, заинтересовать самим процессом, сформировать средствами чтения критическое мышление. 

«Чтение с остановками»  

—  приём, который предполагает анализ содержания смысловых фрагментов незнакомого учащимся текста и предугадывание дальнейшего развития сюжета. 

Алгоритм приёма «Чтение с остановками» :

Подготовительный этап . Опираясь на фамилию автора, заглавие, иллюстративный материал, дети высказывают свои предположения о типе и теме текста, его героях, содержании. 

Основной этап . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.  

Рефлексивный этап . Учащиеся осмысливают текст и выражают свои читательские впечатления. 

Творческий этап . Групповая творческая работа: написать синквейн, подобрать пословицы, составить «ромашку» вопросов и ответов, создать обложку для книги. 

Цели приёма «Чтение с остановками» : развить навыки медленного, вдумчивого чтения, заинтересовать самим процессом, сформировать средствами чтения критическое мышление. 

«Уголки» Главная цель приема

«Уголки»

Главная цель приема "Уголки" - научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.

Прием используется на основной стадии осмысления после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).

Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.

Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями.

На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.

«Лови ошибку»   Учитель заранее подготавливает текст с ошибочной информацией и предлагает ученикам выявить допущенные ошибки.  Цель приёма  — актуализация знаний учащихся по изучаемой теме и развитие критического подхода к получаемой информации.  Ход приёма : Ученики анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Важно, чтобы задание содержало ошибки двух уровней : Явные  — их достаточно легко выявить учащимся, исходя из их личного опыта и знаний. Скрытые  — их можно установить, только изучив новый материал. Приём «Лови ошибку» можно использовать в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов. 

«Лови ошибку»  

Учитель заранее подготавливает текст с ошибочной информацией и предлагает ученикам выявить допущенные ошибки. 

Цель приёма  — актуализация знаний учащихся по изучаемой теме и развитие критического подхода к получаемой информации. 

Ход приёма : Ученики анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Важно, чтобы задание содержало ошибки двух уровней :

Явные  — их достаточно легко выявить учащимся, исходя из их личного опыта и знаний.

Скрытые  — их можно установить, только изучив новый материал.

Приём «Лови ошибку» можно использовать в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов. 

Читательский дневник  На уроках литературного чтения я использую работу над читательскими дневниками. При помощи читательского дневника ученик учится думать и выражать свои мысли, тренирует навыки грамотной и красивой речи, учится пересказу, а также осуществляет контроль над тем, как он понял текст.

Читательский дневник

На уроках литературного чтения я использую работу над читательскими дневниками.

При помощи читательского дневника ученик учится думать и выражать свои мысли, тренирует навыки грамотной и красивой речи, учится пересказу, а также осуществляет контроль над тем, как он понял текст.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!