Класс: 9
Тема: «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г».
Методы( приемы): ПОПС- формула.
Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.
П – позиция ( «Я считаю, что…»).
О – объяснение ( « Потому что…»).
П – пример ( « Я могу это доказать на примере…»).
С – следствие, суждение ( « Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).
Пример:
Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.
Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.
Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.
Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.
Класс: 7
Тема: « Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады».
Методы( приемы): схема-кластер.
Значимость приема состоит в том, что он он позволяет охватить большой объем информации, вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно, дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
1. В начале, написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Пример:
Ключевое слово-монархия; форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие.
Класс: 8
Тема: « Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».
Методы (приемы): рокировка.
Значимость приема состоит в том, что можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Вопрос: Ответ:
Что?
Где?
Когда?
Кто?
Как?
Почему?
Пример:
Вопрос: Ответ:
Что? Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Где? Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Башкортостан, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье.
Когда? 1773-1775 гг.
Кто? Е.И. Пугачев, крестьянство, рабочий люд, представители национальных меньшинств.
Как? Организованно, самоотверженно.
Почему? Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами, тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах.