СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преобразования графиков функций

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразования графиков функций. Эта тема актуальна, т.к. в конце 11 класса необходимо сдавать единый государственный экзамен по математике, куда будут включены задания, связанные с преобразованием графиков функций.

Просмотр содержимого документа
«Преобразования графиков функций»

Преобразования графиков функций

Преобразования графиков функций

y=f(x) y=|f(x)| y=f(|x|) |y|=f(x) y=|f(|x|)| |y|=|f(x)|

y=f(x)

y=|f(x)|

y=f(|x|)

|y|=f(x)

y=|f(|x|)|

|y|=|f(x)|

Актуальность: Эта тема актуальна, т.к. в конце 11 класса необходимо сдавать единый государственный экзамен по математике, куда будут включены задания, связанные с преобразованием графиков функций. Нами были проанализированы различные собрания с экзаменационными заданиями. Вывод: в сборниках КИМ единого государственного экзамена по математике встречаются задания на использование знаний о различных преобразованиях графиков функций.

Актуальность: Эта тема актуальна, т.к. в конце 11 класса необходимо сдавать единый государственный экзамен по математике, куда будут включены задания, связанные с преобразованием графиков функций.

Нами были проанализированы различные собрания с экзаменационными заданиями.

Вывод: в сборниках КИМ единого государственного экзамена по математике встречаются задания на использование знаний о различных преобразованиях графиков функций.

Цель:  Изучение способов построения графиков функций с помощью различных преобразований. Задачи: Исследовать взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x),  y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a). Рассмотреть задания на построение графиков функций с помощью преобразований. Попробовать создать рисунок, используя исследуемые функции. Узнать, есть ли более профессиональные и эффективные системы для построения графиков в декартовых системах координат кроме E xcel и C alc, которые мы использовали для построения в прошлой работе. Выявить в чём преимущества и недостатки этих компьютерных программ.

Цель: Изучение способов построения графиков функций с помощью различных преобразований.

Задачи:

  • Исследовать взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x), y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a).
  • Рассмотреть задания на построение графиков функций с помощью преобразований.
  • Попробовать создать рисунок, используя исследуемые функции.
  • Узнать, есть ли более профессиональные и эффективные системы для построения графиков в декартовых системах координат кроме E xcel и C alc, которые мы использовали для построения в прошлой работе.
  • Выявить в чём преимущества и недостатки этих компьютерных программ.
Рабочая гипотеза :  графики сложных функций, можно построить с помощью преобразований графика исходной функции. Объект – графики функций. Предмет –  построение графиков сложных функций с помощью преобразования графика исходной функции. Методы исследования:  наблюдения, сравнения, анализ, обобщение, прогнозирование, знаковое моделирование.

Рабочая гипотеза : графики сложных функций, можно построить с помощью преобразований графика исходной функции.

Объект – графики функций.

Предмет – построение графиков сложных функций с помощью преобразования графика исходной функции.

Методы исследования: наблюдения, сравнения, анализ, обобщение, прогнозирование, знаковое моделирование.

y= -f( х ) y=f( х )  Симметрия относительно оси «ох» Сохраняя ту часть, где х ≥0, выполнить её симметрию относительно оси «оу» y=f(| х |) y=f( х ) y=f( х ) Сохраняя ту часть, где у ≥0, выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у y = |f( х )|

y= -f( х )

y=f( х )

Симметрия относительно оси «ох»

Сохраняя ту часть, где х ≥0, выполнить её симметрию относительно оси «оу»

y=f(| х |)

y=f( х )

y=f( х )

Сохраняя ту часть, где у ≥0, выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у

y = |f( х )|

? y=cos х   y= -cos x ? y=cos х  y=cos |x| ? y=cos х  y=|cos x|

?

y=cos х y= -cos x

?

y=cos х y=cos |x|

?

y=cos х y=|cos x|

y=cos х  Графиком является  косинусоида, проходящая через точки: x 0 y 1 0,5 0 -0,5 -1 y=cos х

y=cos х

Графиком является косинусоида, проходящая через точки:

x

0

y

1

0,5

0

-0,5

-1

y=cos х

? y=cos х  y= -cos x y=cos х y= -cos x  Для того, чтобы из графика функции y = cos  x получить график функции y = - cos x  , необходимо выполнить симметрию исходного графика относительно оси «ох».

?

y=cos х y= -cos x

y=cos х

y= -cos x

Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = - cos x , необходимо выполнить симметрию исходного графика относительно оси «ох».

? y=cos х  y=cos |x| y=cos х y=cos |x|  Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos | x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а это и будет сам график y = cos x .

?

y=cos х y=cos |x|

y=cos х

y=cos |x|

Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos | x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а это и будет сам график y = cos x .

? y=cos х  y=|cos x| y=|cos x| y=cos х Для того, чтобы из графика функции y = cos x  получить график функции y =| cos x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где у≥0, и выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у

?

y=cos х y=|cos x|

y=|cos x|

y=cos х

Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =| cos x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где у≥0, и выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у

? y=cos х  y=|cos |x|| y=|cos | х || y=cos | х | y=cos х y=|cos | х || y=cos х y=cos | х | Для того, чтобы из графика функции y = cos x  получить график функции  y =| cos | x ||, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а затем сохранить ту часть получившеюся графика, где у≥0, и выполнить её симметрию относительно «ох» той части, где у

?

y=cos х y=|cos |x||

y=|cos | х ||

y=cos | х |

y=cos х

y=|cos | х ||

y=cos х

y=cos | х |

Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =| cos | x ||, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а затем сохранить ту часть получившеюся графика, где у≥0, и выполнить её симметрию относительно «ох» той части, где у

y=cos х  y=cos  3 x ? y=cos  3 x  График этой функции проходит через точки: х у 0 1 0 -1 0 1 0 -1 0 -1 0 1 0 -1

y=cos х y=cos 3 x

?

y=cos 3 x

График этой функции проходит через точки:

х

у

0

1

0

-1

0

1

0

-1

0

-1

0

1

0

-1

? y=cos х  y=cos  3 x y=cos х y=cos  3 x Вывод:  Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos 3 x , необходимо сжать исходный график в 3 раза вдоль «ох».

?

y=cos х y=cos 3 x

y=cos х

y=cos 3 x

Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos 3 x , необходимо сжать исходный график в 3 раза вдоль «ох».

y=cos х  y=cos x /3 ? y=cos x /3  График этой функции проходит через точки: х у 0 1 0,5

y=cos х y=cos x /3

?

y=cos x /3

График этой функции проходит через точки:

х

у

0

1

0,5

? y=cos х  y=cos x /3 y=cos x /3 y=cos х Вывод : Для того, чтобы из графика функции y = cos x  получить график функции y = cos x /3, необходимо выполнить растяжение исходного графика в 3 раза вдоль оси «ох».

?

y=cos х y=cos x /3

y=cos x /3

y=cos х

Вывод : Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos x /3, необходимо выполнить растяжение исходного графика в 3 раза вдоль оси «ох».

y=cos х  y= 3 cos x ? y= 3 cos x  График проходит через точки: х у 0 3 1,5 0 -1,5 -3 1,5 0 -1,5 -3

y=cos х y= 3 cos x

?

y= 3 cos x

График проходит через точки:

х

у

0

3

1,5

0

-1,5

-3

1,5

0

-1,5

-3

? y=cos х  y= 3 cos x y= 3 cos x y=cos х Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x  получить график функции y =3 cos x , необходимо растянуть исходный график в 3 раза вдоль оси «оу».

?

y=cos х y= 3 cos x

y= 3 cos x

y=cos х

Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =3 cos x , необходимо растянуть исходный график в 3 раза вдоль оси «оу».

y=cos х  y=cos ( x +2) ? y=cos ( x +2)   Графиком является косинусоида, проходящая через точки: х у 0 -0,5 1 -0,5 0 0,5 0 0,5 1 0,5

y=cos х y=cos ( x +2)

?

y=cos ( x +2)

Графиком является косинусоида, проходящая через точки:

х

у

0

-0,5

1

-0,5

0

0,5

0

0,5

1

0,5

? y=cos х  y=cos ( x +2) y=cos ( x +2) y=cos х Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos ( x +2) , необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «ох» на 2 единицы влево.

?

y=cos х y=cos ( x +2)

y=cos ( x +2)

y=cos х

Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos ( x +2) , необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «ох» на 2 единицы влево.

y=cos х  y=cos x -3 ? y=cos x -3   Графиком является косинусоида, проходящая через точки: х у 0 -2 -2,5 -3 -3,5 -4 -2,5 -3 -3,5 -4

y=cos х y=cos x -3

?

y=cos x -3

Графиком является косинусоида, проходящая через точки:

х

у

0

-2

-2,5

-3

-3,5

-4

-2,5

-3

-3,5

-4

? y=cos х  y=cos x -3 Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos x -3, необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «оу» на 3 единицы вниз.

?

y=cos х y=cos x -3

Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos x -3, необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «оу» на 3 единицы вниз.

1 , то сжатие исходного графика в k раз вдоль оси «ох», если 0 y=f(kx) y=f(x) Если k 1 , то растяжение исходного графика в k раз вдоль оси «оу», если 0 y=f(x) y=kf(x) Симметрия исходного графика относительно оси «ох» y= - f(x) y=f(x) Сдвиг вдоль оси «ох», если а ≥0, то на а единиц вправо, если а а единиц влево y=f(x - a) y=f(x) Сдвиг вдоль оси «оу», если b ≥0, то на b единиц вверх, если bb единиц вниз y=f(x) + b y=f(x) " width="640"

Итог:

Сохраняя ту часть исходного графика, где х ≥0, выполнить её симметрию относительно оси «оу»

y=f(x)

y=f(|x|)

Сохраняя ту часть, где у ≥0, выполнить симметрию относительно оси «ох» той части, где у

y=|f(x)|

y=f(x)

Если k 1 , то сжатие исходного графика в k раз вдоль оси «ох», если 0

y=f(kx)

y=f(x)

Если k 1 , то растяжение исходного графика в k раз вдоль оси «оу», если 0

y=f(x)

y=kf(x)

Симметрия исходного графика относительно оси «ох»

y= - f(x)

y=f(x)

Сдвиг вдоль оси «ох», если а ≥0, то на а единиц вправо, если а а единиц влево

y=f(x - a)

y=f(x)

Сдвиг вдоль оси «оу», если b ≥0, то на b единиц вверх, если bb единиц вниз

y=f(x) + b

y=f(x)

Исследование количества корней уравнения: y=a 1.  Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции получить график функции необходимо растянуть исходный график в 4 раза вдоль оси «оу». Графиком является косинусоида, проходящая через точки: х 0 у 1 0,5 0 -0,5 -1 2. у=а – линейная функция. Графиком является прямая, параллельная оси «ох» и проходящая через точки (2;а) и (0;а).

Исследование количества корней уравнения:

y=a

1.

Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции получить график функции необходимо растянуть исходный график в 4 раза вдоль оси «оу».

Графиком является косинусоида, проходящая через точки:

х

0

у

1

0,5

0

-0,5

-1

2. у=а – линейная функция.

Графиком является прямая, параллельная оси «ох» и проходящая через точки (2;а) и (0;а).

y=6 y=4 y=4cos x а) Уравнение 4cos x =a имеет бесконечное множество корней при б) Уравнение 4cos x =a не имеет корней при y=1 y=-4 y=-6

y=6

y=4

y=4cos x

а) Уравнение 4cos x =a имеет бесконечное множество корней при

б) Уравнение 4cos x =a не имеет корней при

y=1

y=-4

y=-6

Исследование количества корней уравнения: |cos 2x| =x ² y=|cos 2x| y=cos x y=cos 2x   y=|cos 2x | Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции y=cos x получить график функции y=cos 2x , необходимо сжать исходный график в 2 раза вдоль оси «ох», а затем, чтобы получить график функции y=|cos 2x | , необходимо сохранить ту часть графика, где у ≥ 0, и выполнить симметрию относительно оси «ох» той части, где у y=cos x Графиком является косинусоида, проходящая через точки:     y=x² - квадратичная функция. Графиком является парабола, ветви которой направлены вверх. (0;0) – вершина параболы. «оу» - ось симметрии параболы. y=|cos 2x|  y=x² х 0 у 1 0,5 0 -0,5 -1 х 0 у 1 0 2 1 3 4 9 -1 -2 1 -3 4 9

Исследование количества корней уравнения:

|cos 2x| =x ²

  • y=|cos 2x|

y=cos x y=cos 2x y=|cos 2x |

Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции y=cos x получить график функции y=cos 2x , необходимо сжать исходный график в 2 раза вдоль оси «ох», а затем, чтобы получить график функции y=|cos 2x | , необходимо сохранить ту часть графика, где у ≥ 0, и выполнить симметрию относительно оси «ох» той части, где у

y=cos x

Графиком является косинусоида, проходящая через точки:

y=x² - квадратичная функция.

Графиком является парабола, ветви которой направлены вверх.

(0;0) – вершина параболы.

«оу» - ось симметрии параболы.

y=|cos 2x|

y=x²

х

0

у

1

0,5

0

-0,5

-1

х

0

у

1

0

2

1

3

4

9

-1

-2

1

-3

4

9

y=x ² Т.к. графики функций y=|cos 2x|  и y=x² пересекаются в двух точках, то уравнение  |cos 2x| =x ² имеет 2 корня. y=|cos 2x |

y=x ²

Т.к. графики функций y=|cos 2x| и y=x² пересекаются в двух точках, то уравнение |cos 2x| =x ² имеет 2 корня.

y=|cos 2x |

Функции, использованные для построения рисунка

Функции, использованные для построения рисунка

Microsoft Office Excel и Open Office Calc Wolfram Mathematica 1. Чтобы построить график функции необходимо указать список значений переменной «х», а затем ввести формулу для вычисления переменной «у». Только потом можно строить график. 1. В отличие от других систем Mathematica применяет разумную автоматизацию. То есть достаточно выбрать необходимую команду, ввести функцию и указать её область значений, а затем программа сама построит график. 2. Как следствие из первого пункта, на построение графиков затрачивается большое количество времени. - 2. Исходя из первого пункта, можем сделать вывод, что на построение графиков затрачивается совсем немного времени. 3. Существует один способ построения графиков (мастер диаграмм – график или точечная) 3. Есть несколько способов построения графиков функций ( Plot , ListPlot и т.д.).

Microsoft Office Excel и Open Office Calc

Wolfram Mathematica

1. Чтобы построить график функции необходимо указать список значений переменной «х», а затем ввести формулу для вычисления переменной «у». Только потом можно строить график.

1. В отличие от других систем Mathematica применяет разумную автоматизацию. То есть достаточно выбрать необходимую команду, ввести функцию и указать её область значений, а затем программа сама построит график.

2. Как следствие из первого пункта, на построение графиков затрачивается большое количество времени. -

2. Исходя из первого пункта, можем сделать вывод, что на построение графиков затрачивается совсем немного времени.

3. Существует один способ построения графиков (мастер диаграмм – график или точечная)

3. Есть несколько способов построения графиков функций ( Plot , ListPlot и т.д.).

4. Чтобы каким-либо образом видоизменить график, необходимо зайти в меню «Диаграмма». Там указаны все возможные способы видоизменений графика. 4. Большинство различных видоизменений графика соответствует определённой опции, наименование которой необходимо знать наизусть или найти в справочном материале. 5. Интерфейс сложнее, чем в Mathematica и занимает большее пространство. 5. Интерфейс пакета значительно упрощён по сравнению с другими программами. Он строится из нескольких базовых понятий: Тетрадь, Ячейка и Палитра. Поэтому, работая в этой системе, можно убрать всё ненужное и оставить только необходимое. 6. Не возникло трудностей с построением, т.к. всё уже знакомо. + и - 6. При построении графиков у меня возникли трудности, потому что мы впервые столкнулись с этой программой, многое расположено в других местах и метод построения графиков совершенно новый.  и Но с опытом работы этот способ построения стал доступным и более лёгким.

4. Чтобы каким-либо образом видоизменить график, необходимо зайти в меню «Диаграмма». Там указаны все возможные способы видоизменений графика.

4. Большинство различных видоизменений графика соответствует определённой опции, наименование которой необходимо знать наизусть или найти в справочном материале.

5. Интерфейс сложнее, чем в Mathematica и занимает большее пространство.

5. Интерфейс пакета значительно упрощён по сравнению с другими программами. Он строится из нескольких базовых понятий: Тетрадь, Ячейка и Палитра.

Поэтому, работая в этой системе, можно убрать всё ненужное и оставить только необходимое.

6. Не возникло трудностей с построением, т.к. всё уже знакомо. + и -

6. При построении графиков у меня возникли трудности, потому что мы впервые столкнулись с этой программой, многое расположено в других местах и метод построения графиков совершенно новый.

и

Но с опытом работы этот способ построения стал доступным и более лёгким.

Заключение Цель достигнута , мы изучили способы построения графиков функций с помощью различных преобразований. Задачи выполнены , мы исследовали взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x), y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a) ,научились строить эти графики,  рассмотрели задания с применением таких функций, построили лицо мушкетёра, используя исследуемые функции, выяснили с помощью каких программных средств кроме Excel и Calc можно строить графики функций, выявили, в чём их преимущества и недостатки.  Теперь мы знаем, что для построения графиков используется не только Microsoft Office Excel и Open Office Calc , но есть и другие программы, не только не уступающие по возможностям этим программам, но и превышающие их, например, Wolfram Mathematica.

Заключение

Цель достигнута , мы изучили способы построения графиков функций с помощью различных преобразований.

Задачи выполнены , мы исследовали взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x), y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a) ,научились строить эти графики, рассмотрели задания с применением таких функций, построили лицо мушкетёра, используя исследуемые функции, выяснили с помощью каких программных средств кроме Excel и Calc можно строить графики функций, выявили, в чём их преимущества и недостатки.

Теперь мы знаем, что для построения графиков используется не только Microsoft Office Excel и Open Office Calc , но есть и другие программы, не только не уступающие по возможностям этим программам, но и превышающие их, например, Wolfram Mathematica.

Значимость полученных результатов: сейчас нам стало известно, как строить графики сложных функций с помощью преобразований графика исходной функции, и если встретятся задания с применением этих функций, то мы будем знать, как они выполняются. Использовать эти результаты можно при решении заданий единого государственного экзамена.

Значимость полученных результатов: сейчас нам стало известно, как строить графики сложных функций с помощью преобразований графика исходной функции, и если встретятся задания с применением этих функций, то мы будем знать, как они выполняются.

Использовать эти результаты можно при решении заданий единого государственного экзамена.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!