Преобразования графиков функций
y=f(x)
y=|f(x)|
y=f(|x|)
|y|=f(x)
y=|f(|x|)|
|y|=|f(x)|
Актуальность: Эта тема актуальна, т.к. в конце 11 класса необходимо сдавать единый государственный экзамен по математике, куда будут включены задания, связанные с преобразованием графиков функций.
Нами были проанализированы различные собрания с экзаменационными заданиями.
Вывод: в сборниках КИМ единого государственного экзамена по математике встречаются задания на использование знаний о различных преобразованиях графиков функций.
Цель: Изучение способов построения графиков функций с помощью различных преобразований.
Задачи:
- Исследовать взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x), y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a).
- Рассмотреть задания на построение графиков функций с помощью преобразований.
- Попробовать создать рисунок, используя исследуемые функции.
- Узнать, есть ли более профессиональные и эффективные системы для построения графиков в декартовых системах координат кроме E xcel и C alc, которые мы использовали для построения в прошлой работе.
- Выявить в чём преимущества и недостатки этих компьютерных программ.
Рабочая гипотеза : графики сложных функций, можно построить с помощью преобразований графика исходной функции.
Объект – графики функций.
Предмет – построение графиков сложных функций с помощью преобразования графика исходной функции.
Методы исследования: наблюдения, сравнения, анализ, обобщение, прогнозирование, знаковое моделирование.
y= -f( х )
y=f( х )
Симметрия относительно оси «ох»
Сохраняя ту часть, где х ≥0, выполнить её симметрию относительно оси «оу»
y=f(| х |)
y=f( х )
y=f( х )
Сохраняя ту часть, где у ≥0, выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у
y = |f( х )|
?
y=cos х y= -cos x
?
y=cos х y=cos |x|
?
y=cos х y=|cos x|
y=cos х
Графиком является косинусоида, проходящая через точки:
x
0
y
1
0,5
0
-0,5
-1
y=cos х
?
y=cos х y= -cos x
y=cos х
y= -cos x
Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = - cos x , необходимо выполнить симметрию исходного графика относительно оси «ох».
?
y=cos х y=cos |x|
y=cos х
y=cos |x|
Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos | x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а это и будет сам график y = cos x .
?
y=cos х y=|cos x|
y=|cos x|
y=cos х
Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =| cos x |, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где у≥0, и выполнить симметрию относительно «ох» той части, где у
?
y=cos х y=|cos |x||
y=|cos | х ||
y=cos | х |
y=cos х
y=|cos | х ||
y=cos х
y=cos | х |
Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =| cos | x ||, необходимо сохранить ту часть исходного графика, где х≥0, и выполнить её симметрию относительно «оу», а затем сохранить ту часть получившеюся графика, где у≥0, и выполнить её симметрию относительно «ох» той части, где у
y=cos х y=cos 3 x
?
y=cos 3 x
График этой функции проходит через точки:
х
у
0
1
0
-1
0
1
0
-1
0
-1
0
1
0
-1
?
y=cos х y=cos 3 x
y=cos х
y=cos 3 x
Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos 3 x , необходимо сжать исходный график в 3 раза вдоль «ох».
y=cos х y=cos x /3
?
y=cos x /3
График этой функции проходит через точки:
х
у
0
1
0,5
?
y=cos х y=cos x /3
y=cos x /3
y=cos х
Вывод : Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos x /3, необходимо выполнить растяжение исходного графика в 3 раза вдоль оси «ох».
y=cos х y= 3 cos x
?
y= 3 cos x
График проходит через точки:
х
у
0
3
1,5
0
-1,5
-3
1,5
0
-1,5
-3
?
y=cos х y= 3 cos x
y= 3 cos x
y=cos х
Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y =3 cos x , необходимо растянуть исходный график в 3 раза вдоль оси «оу».
y=cos х y=cos ( x +2)
?
y=cos ( x +2)
Графиком является косинусоида, проходящая через точки:
х
у
0
-0,5
1
-0,5
0
0,5
0
0,5
1
0,5
?
y=cos х y=cos ( x +2)
y=cos ( x +2)
y=cos х
Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos ( x +2) , необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «ох» на 2 единицы влево.
y=cos х y=cos x -3
?
y=cos x -3
Графиком является косинусоида, проходящая через точки:
х
у
0
-2
-2,5
-3
-3,5
-4
-2,5
-3
-3,5
-4
?
y=cos х y=cos x -3
Вывод: Для того, чтобы из графика функции y = cos x получить график функции y = cos x -3, необходимо сдвинуть исходный график вдоль оси «оу» на 3 единицы вниз.
1 , то сжатие исходного графика в k раз вдоль оси «ох», если 0 y=f(kx) y=f(x) Если k 1 , то растяжение исходного графика в k раз вдоль оси «оу», если 0 y=f(x) y=kf(x) Симметрия исходного графика относительно оси «ох» y= - f(x) y=f(x) Сдвиг вдоль оси «ох», если а ≥0, то на а единиц вправо, если а а единиц влево y=f(x - a) y=f(x) Сдвиг вдоль оси «оу», если b ≥0, то на b единиц вверх, если bb единиц вниз y=f(x) + b y=f(x) " width="640"
Итог:
Сохраняя ту часть исходного графика, где х ≥0, выполнить её симметрию относительно оси «оу»
y=f(x)
y=f(|x|)
Сохраняя ту часть, где у ≥0, выполнить симметрию относительно оси «ох» той части, где у
y=|f(x)|
y=f(x)
Если k 1 , то сжатие исходного графика в k раз вдоль оси «ох», если 0
y=f(kx)
y=f(x)
Если k 1 , то растяжение исходного графика в k раз вдоль оси «оу», если 0
y=f(x)
y=kf(x)
Симметрия исходного графика относительно оси «ох»
y= - f(x)
y=f(x)
Сдвиг вдоль оси «ох», если а ≥0, то на а единиц вправо, если а а единиц влево
y=f(x - a)
y=f(x)
Сдвиг вдоль оси «оу», если b ≥0, то на b единиц вверх, если bb единиц вниз
y=f(x) + b
y=f(x)
Исследование количества корней уравнения:
y=a
1.
Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции получить график функции необходимо растянуть исходный график в 4 раза вдоль оси «оу».
Графиком является косинусоида, проходящая через точки:
х
0
у
1
0,5
0
-0,5
-1
2. у=а – линейная функция.
Графиком является прямая, параллельная оси «ох» и проходящая через точки (2;а) и (0;а).
y=6
y=4
y=4cos x
а) Уравнение 4cos x =a имеет бесконечное множество корней при
б) Уравнение 4cos x =a не имеет корней при
y=1
y=-4
y=-6
Исследование количества корней уравнения:
|cos 2x| =x ²
y=cos x y=cos 2x y=|cos 2x |
Мы знаем, что для того, чтобы из графика функции y=cos x получить график функции y=cos 2x , необходимо сжать исходный график в 2 раза вдоль оси «ох», а затем, чтобы получить график функции y=|cos 2x | , необходимо сохранить ту часть графика, где у ≥ 0, и выполнить симметрию относительно оси «ох» той части, где у
y=cos x
Графиком является косинусоида, проходящая через точки:
y=x² - квадратичная функция.
Графиком является парабола, ветви которой направлены вверх.
(0;0) – вершина параболы.
«оу» - ось симметрии параболы.
y=|cos 2x|
y=x²
х
0
у
1
0,5
0
-0,5
-1
х
0
у
1
0
2
1
3
4
9
-1
-2
1
-3
4
9
y=x ²
Т.к. графики функций y=|cos 2x| и y=x² пересекаются в двух точках, то уравнение |cos 2x| =x ² имеет 2 корня.
y=|cos 2x |
Функции, использованные для построения рисунка
Microsoft Office Excel и Open Office Calc
Wolfram Mathematica
1. Чтобы построить график функции необходимо указать список значений переменной «х», а затем ввести формулу для вычисления переменной «у». Только потом можно строить график.
1. В отличие от других систем Mathematica применяет разумную автоматизацию. То есть достаточно выбрать необходимую команду, ввести функцию и указать её область значений, а затем программа сама построит график.
2. Как следствие из первого пункта, на построение графиков затрачивается большое количество времени. -
2. Исходя из первого пункта, можем сделать вывод, что на построение графиков затрачивается совсем немного времени.
3. Существует один способ построения графиков (мастер диаграмм – график или точечная)
3. Есть несколько способов построения графиков функций ( Plot , ListPlot и т.д.).
4. Чтобы каким-либо образом видоизменить график, необходимо зайти в меню «Диаграмма». Там указаны все возможные способы видоизменений графика.
4. Большинство различных видоизменений графика соответствует определённой опции, наименование которой необходимо знать наизусть или найти в справочном материале.
5. Интерфейс сложнее, чем в Mathematica и занимает большее пространство.
5. Интерфейс пакета значительно упрощён по сравнению с другими программами. Он строится из нескольких базовых понятий: Тетрадь, Ячейка и Палитра.
Поэтому, работая в этой системе, можно убрать всё ненужное и оставить только необходимое.
6. Не возникло трудностей с построением, т.к. всё уже знакомо. + и -
6. При построении графиков у меня возникли трудности, потому что мы впервые столкнулись с этой программой, многое расположено в других местах и метод построения графиков совершенно новый.
и
Но с опытом работы этот способ построения стал доступным и более лёгким.
Заключение
Цель достигнута , мы изучили способы построения графиков функций с помощью различных преобразований.
Задачи выполнены , мы исследовали взаимосвязь графика функции y = f ( x ) с графиками функций y =| f ( x )|, y=f(|x|) , y=f(kx), y=kf(x), y= -f(x), y=f(x)+b, y=f(x-a) ,научились строить эти графики, рассмотрели задания с применением таких функций, построили лицо мушкетёра, используя исследуемые функции, выяснили с помощью каких программных средств кроме Excel и Calc можно строить графики функций, выявили, в чём их преимущества и недостатки.
Теперь мы знаем, что для построения графиков используется не только Microsoft Office Excel и Open Office Calc , но есть и другие программы, не только не уступающие по возможностям этим программам, но и превышающие их, например, Wolfram Mathematica.
Значимость полученных результатов: сейчас нам стало известно, как строить графики сложных функций с помощью преобразований графика исходной функции, и если встретятся задания с применением этих функций, то мы будем знать, как они выполняются.
Использовать эти результаты можно при решении заданий единого государственного экзамена.
Спасибо за внимание!