СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА КРУГЛОМ СТОЛЕ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РАЗВИТИЯ» (2016г.)

(Текст выступления и презентация со своеобразным "творческим отчётом" по теме)

Просмотр содержимого документа
«Мухортова Т.В. Выступление ПРЕПОДАВАНИЕ РУС. СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

МУХОРТОВА Т.В.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ КРУГЛОМ СТОЛЕ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РАЗВИТИЯ»

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Хотелось бы выразить благодарность Всеволоду Юрьевичу Троицкому за книгу «Защита русской школы», в которой перечислены все болевые точки современного образования. Да, проблем в нашей профессиональной сфере много, но желание честно и качественно делать свою работу у нас, учителей, не пропадает. Полагаю, что в этом зале сегодня собрались единомышленники, которые сходятся в главном. Эта мысль убедительно сформулирована в книге профессора Троицкого: хотя школа в современной России изранена реформами, непродуманными новациями, она «должна вновь стать государственным храмом знаний для всего народа… Храмом знаний! А не местом торговли «образовательными услугами». А мы, педагоги и учащиеся, должны беречь традиции своего народа и осознавать себя в ряду преемников и защитников великого наследия русской культуры.

Позволю себе немного отвлечься от темы и рассказать вам «трагикомическую историю»: несколько дней назад мы проверяли ученические работы пробного ЕГЭ по русскому языку и в одном сочинении прочли «новую версию» финала рассказа «Муму». Казалось бы, хрестоматийное тургеневское произведение помнят все, но автор сочинения написал нелепицу, продемонстрировав крайнее невежество. «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно»… Конечно, стыдно за подобное отношение наших подопечных к классике, но таких неудачных работ было 3-4, не больше, а участвовали в пробном ЕГЭ более 60-ти одиннадцатиклассников. Такой процент неудач был всегда. Но как приятно было читать сочинения, где наши дети писали про Наташу Ростову и Элен Курагину, доказывая, что внутренняя красота важнее внешней, сочувствовали платоновскому Юшке. Они цитировали стихи Маяковского, вспоминали нигилиста Базарова, восхищались Сонечкой Мармеладовой…

Думаю, что это в какой-то мере символично: такова она – учительская жизнь. Сегодня ты чувствуешь горечь поражения от неудач своих учеников, а завтра они дарят тебе радость совместного творчества на уроке и гордость за покорение педагогических высот.

Я убеждена, что роль учителя в современной школе – особенная. В этой «чехарде реформ» должны быть здравые консерваторы, которые, иногда вопреки модернизации, берут на себя смелость сохранять традиции того образования, которое, по-моему, ничем себя не скомпрометировало. Особенно важно это для нас, преподавателей предметов гуманитарного цикла, ведь нынешние стандарты по литературе не нацелены на её изучение, а предполагают лишь «верхоглядное знакомство с ней», по меткому замечанию В.Ю.Троицкого, который считает, что «учащимся необходимо учиться духовному освоению классики».

Для меня, как педагога, путеводными стали слова Д.С.Лихачёва: «Как правило, в школах, где есть хорошие учителя словесности и истории, - прекрасная молодёжь». У нас в школе, в нашем городе именно такие педагоги, и у нас учатся прекрасные дети, которых интересно учить и у которых есть чему учиться.

Кстати, именно по истории, русскому языку, литературе наши школьники ежегодно становятся призёрами и победителями региональных олимпиад. И на всероссийских этапах олимпиад по истории и основам православной культуры Тверскую область представлял Калязин, ученик нашей школы. Также мы гордимся ежегодными победами наших учащихся на региональном этапе международного конкурса чтецов «Живая классика». Всё это говорит о том, что калязинским педагогам удаётся не только сохранять традиции отечественного образования, но и двигаться по пути его развития, преодолевая проблемы.

Позвольте познакомить вас с небольшой презентацией, иллюстрирующей тему моего выступления.

- Начну с одной из самых интересных и актуальных форм работы – это научно-практическая конференция. Разумеется, форма не новая, да и проводятся такие конференции всеми предметниками. Но именно у словесников есть уникальная возможность помимо научно-практического аспекта сделать упор на таких понятиях, как «нравственное воспитание», «мораль», «вечные ценности»… Каждый год тема конференции предполагает, что учащиеся приблизятся к духовному освоению классической литературы и родного языка. Такие мероприятия ранее были посвящены юбилеям В.И.Даля, М.Ю.Лермонтова. В этом учебном году темой научно-практической конференции стали незаслуженно забытые литературные произведения – это наш своеобразный ответ необоснованному сокращению содержания программ по литературе. Учащиеся выступали с докладами и проектами, посвящёнными книгам В.Катаева, К.Симонова, Б.Полевого, Ф.Абрамова… Мои ученики подготовили видеопроект «Читаем Гайдара» (по аналогии с всероссийским телевизионным проектом «Читаем Толстого»).

- Проектная деятельность – это очень эффективный способ противостоять «верхоглядности» новых стандартов в преподавании словесности. И вместе с тем это возможность идти в ногу со временем. В моей «педагогической копилке» за последние годы появилось немало интересных и полезных ученических проектов: «Моя любимая книга», «В защиту буквы Ё», «Сюрприз для учителя словесности», «Реклама частей речи», «Наш маленький театр (играем басни Крылова)», «Классики «ВКонтакте» (был использован на выставке в городской детской библиотеке) и даже… «Конкурс шпаргалок».

- Нельзя не сказать о разнообразных конкурсах, в которых участвуют наши учащиеся. Такие творческие испытания дают возможность каждому ребёнку проявить себя (было бы желание!), а нам, наставникам, раскрыть таланты подопечных. О «Живой классике» я говорила выше, но это далеко не единственный конкурс декламаторов – проводится немало тематических испытаний для чтецов, для любителей поэзии, а также для тех, кто сам пробует себя в литературном и публицистическом творчестве.

- Несколько слов о деятельностном подходе в образовании. Без соблюдения этого требования ФГОС современный урок немыслим. В связи с этим пополняется моя «копилка» нестандартных, «проблемных» заданий для уроков, для групповой работы. Ученики сами предлагают новые приёмы, творчески участвуют в проведении фрагментов урока – весьма успешно! Любимая форма - «Урок наоборот», когда ученики объясняют мне новую тему, а я выступаю в роли нерадивой ученицы, задающей «трудные» вопросы. Неожиданным подарком и праздником стал для меня урок, который абсолютно самостоятельно подготовили семиклассники в прошлом году: в преддверии юбилея Победы они провели урок внеклассного чтения, посвящённый произведениям о Великой Отечественной войне. Вот оно – учительское счастье!

Я уже говорила об особенной роли учителя и школы в целом. Это тем более актуально, когда сознаёшь, как внешняя среда разрушительно влияет на личность современных школьников. Поэтому мне трудно согласиться с той ролью, которая отводится учителю на современном уроке: роль «координатора», «режиссёра» и т.д. Убеждена, что педагог во все времена должен быть, во-первых, профессионалом и, во-вторых, наставником для своих учеников. Личность учителя чрезвычайно важна, если заботиться не только о том, что учащиеся должны сами «добывать» знания, но и о духовном и нравственном развитии наших детей.

Позвольте мне привести ещё одну цитату из книги «Защита русской школы»: «Наша задача – озарять педагогическую мысль истинным светом просвещения, возвышать сознание учащихся над прагматикой современных знаний». Озарять светом нашей великой литературы, о которой поэт Л.Ошанин написал удивительные строки, которыми я заканчиваю своё выступление:

Литература – это исповедь.

Под видом исповеди – проповедь.

Для тех, кто ненавистен, - отповедь.

Для всех, кого ты любишь, - заповедь.

Просмотр содержимого презентации
«Мухортова Т.В. выступление УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВР. ШКОЛЫ. 01.04.16»

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Мухортова Т.В. учитель МОУ ГСОШ г. Калязина

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Мухортова Т.В.

учитель МОУ ГСОШ г. Калязина

03.09.2013.   Вводный урок  русского языка   Задание:  ИСПОЛЬЗУЯ ЛЮБЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

03.09.2013. Вводный урок русского языка Задание: ИСПОЛЬЗУЯ ЛЮБЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

... И ЗАКИПЕЛА РАБОТА  В ГРУППАХ!

... И ЗАКИПЕЛА РАБОТА В ГРУППАХ!

А У НАС СЕЙЧАС  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА!

А У НАС СЕЙЧАС КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПРОШЛА УСПЕШНО!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПРОШЛА УСПЕШНО!

УРОК ПРОВОДИМ САМИ!

УРОК ПРОВОДИМ САМИ!

ЮНЫЕ «УЧИТЕЛЯ»

ЮНЫЕ «УЧИТЕЛЯ»

СПАСИБО ЗА УРОК, РЕБЯТА!

СПАСИБО ЗА УРОК, РЕБЯТА!

Инсценируем басни Крылова

Инсценируем басни Крылова

ПРОЕКТ «КЛАССИКИ «ВКОНТАКТЕ»

ПРОЕКТ «КЛАССИКИ «ВКОНТАКТЕ»

ОТКРЫТИЕ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ  ЧИТАЕМ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ

ОТКРЫТИЕ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ ЧИТАЕМ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  «ПО СТРАНИЦАМ ЗАБЫТЫХ КНИГ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПО СТРАНИЦАМ ЗАБЫТЫХ КНИГ»

УЧАСТНИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

УЧАСТНИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!