Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
У педагогов и родителей единые цели и задачи:
сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Организация досуговых мероприятий
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).
Досуговая деятельность предполагает:
Отдых
Развлечения
Праздники
Самостоятельную художественную и
познавательную деятельность
Творчество.
Цель проведения совместных досугов:
создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Задачи , решаемые с помощью совместных детско- родительских досугов:
- Включить родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
- Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
- Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
- Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
- Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.
- Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.
- Стимулировать родителей к активному сотрудничеству с педагогами
Методика организации совместных досугов
- Проведение детско-родительских досугов способствует сближению детей и взрослых на основе общих интересов и приобщению детей и их родителей к здоровому, творческому образу жизни. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
- Родители охотно и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Ожидаемые результаты от проведения совместных детско-родительских мероприятий
- Для родителей:
- повышение заинтересованности, активности, психолого-педагогической культуры, творческого участия родителей в жизни своих детей;
- укрепление авторитета отца в семье;
- укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при коррекции нарушений речи детей и их подготовке к обучению в школе;
- повышение самооценки родителей на основе реальных достижений своего ребенка.
- Для детей:
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
- формирование уверенности при публичном выступлении;
- формирование чувства гордости за свою семью (отца, мать, других членов семьи);
- приобщение детей к семейным традициям;
- расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей;
- Общие:
- формирование положительного эмоционального контакта родителей и детей, семейных ценностей;
- создание условий для совместного творческого процесса детей и родителей;
- вовлечение детей и взрослых в познавательный, развивающий и творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников;
- создание условий для эффективной коррекционной работы с детьми.
Алгоритм организации досугового мероприятия с родителями:
- Определение и выбор темы (на усмотрение специалиста, или возможен выбор тем из предложенных по результатам анкетирования родителей).
- Постановка цели и задач.
- 3.Изучение научно-методической литературы по теме.
- Составление сценария мероприятия.
- Планирование и организация предварительной работы.
- индивидуальные беседы с активными участниками,
- консультации по выполнению домашнего задания для родителей и детей (поделки, тексты выступления детей, стенгазеты и т.д.)
- приглашение или объявление предстоящей встречи,
- изготовление буклетов, памяток, подготовка оборудования, материалов, наглядностей, презентаций, оформление выставок и фотовыставок, рисунков детей, конкурсных работ по теме).
- Проведение мероприятия.
Для того, чтобы досуговое мероприятие было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия: Обеспечить безопасность участник ов. Педагог не должен оценивать правильность или неправильность выступления детей и родителей. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей: «Очень важно, что вы это сделали, сказали». Некоторые родители при участии в играх или выступлениях могут чувствовать неловкость. Педагогу лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие. Заинтересовать родителей . Нужно объяснить родителям цель такого мероприятия для детей. Тема досуга должна быть близка участникам , жизненна. Организовать пространство. Обязательно нужно изменить расстановку столов в группе. Первые мероприятия проводим в группе, в знакомой обстановке, чтобы дети чувствовали себя уверенно. Предупредить родителей заранее. Сообщить о содержании (за 2-3 недели), рассказать о теме, о домашнем задании и способах его выполнения. Для этого организуются консультации для родителей небольшими подгруппами. Можно подготовить письменные приглашения и передать их с детьми. Выбрать оптимальное время для проведения. В беседах с родителями подбираем день, удобный для большинства родителей. Выбор оптимальной нагрузки мероприятия. Имеет смысл начинать с небольших несложных заданий, постепенно увеличивая речевую и смысловую нагрузку для детей. Не стоит забывать, что совместные детско-родительские досуги являются лишь частью большой многосторонней работы, проводимой педагогами ДОУ с родителями.
- Примерная структура совместного досуга
- Основная (официальная)
- 1.Организационный момент. Открытие мероприятия, оглашение темы встречи.
- 2. Презентации домашнего задания (и/или театрализация произведения)
- Игровая.
- Награждение участников, чаепитие.
- При кажущейся простоте структуры совместного досуга, ему предшествует большая предварительная работа. Такие мероприятия готовятся не один день.
- Особенностью совместных досугов является их интегрированный характер. В ходе этих мероприятий решаются задачи развития речи, ознакомление с литературными произведениями (чтение стихов, загадок, театрализация сказок и рассказов), физкультурно-оздоровительные приемы (подвижные игры, пальчиковые гимнастики), музыкально-ритмические упражнения, изобразительные задания. А также игры, развивающие ловкость, внимание, память, сообразительность.
Формы проведения развлечений.
Праздники:
- праздник «Матери»;
- - семейные посиделки;
- - спортивные досуги;
- - вернисаж «Наши дочки и сыночки»;
- - семейные газеты;
- - дни рождения детей;
- - походы;
- - экскурсии;
- - выставки;
- - дни открытых дверей.
Концерт
Инсценировки, сценки
КВНы,
Викторины,
Турниры,
игры-путешествия (в старших группах).
Забавы.
Тематические развлечения
(по творчеству писателей или композиторов).
Театрализованное представление.
У нас одна цель
– воспитывать будущих созидателей жизни.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Берегите друг друга! Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Суету позабудьте И в минуту досуга, Рядом вместе побудьте! (0. Высоцкая)