МОУ Кадомской средней общеобразовательной школы 391670 п.г.т Кадом, ул.Ленина ,28 Конкурс проектных и исследовательских работ Секция: русский язык Исследовательская работа Фразеологизмы. Их значение и происхождение
Работу выполнила ученица 7 класса Б Кондрашова Татьяна Ивановна Руководитель: Никулина Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы
Введение. «Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации».
Фёдор Иванович Буслаев.
Цель исследования:
проанализировать речь современных жителей с точки зрения использования ими фразеологических оборотов.
Гипотеза:
В отдалённых уголках моего родного Кадомского края могли сохраниться интересные фразеологические обороты, уходящие корнями в глубокую древность. Так ли это?
Задачи:
- определить, какое место занимают фразеологизмы в речи
- собрать фотоснимки , относящиеся к изучаемой теме
- записать сохранившиеся в Кадомском районе фразеологизмы
- проанализировать результаты опроса
- систематизировать материал
- сделать выводы по теме исследования
- выполнить компьютерную презентацию
Теоретические исследования.
В научном отношении изучения фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Особенность фразеологизмов заключается в их точности и образности.
Происхождение фразеологизмов.
Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на 2 группы: фразеологизмы русского происхождения и заимствованные.
Выражение «Стоять как вкопанный», выступающее в значении «застыть на месте; стать неподвижным», возникло очень давно, ещё в 17 веке. При царе Алексее Михайловиче в 1649 году было принято Соборное уложение, одна из статей которого предписывала в качестве наказания за определенные виды преступлений закапывание живьем в землю. Отсюда ведет свое происхождение выражение.
Фразеологизм « На лбу написано» также происходит из исторического факта. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 году приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были» ( на лбу каленым железом выжигали название буквы б) . Отсюда же ведет происхождение и такого выражения, как заклеймить позором .
Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет свое начало «топорная работа», от скорняков – «небо в овчинку». Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская фразеология взяла выражение «зеленая улица» Успехи нашей страны в космосе способствуют возникновению фразеологизма «выйти на орбиту». Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому существует предположение лишь о том, где они возникли и на какой основе.
Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского языка и из западноевропейских языков. Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии.
Сизифов труд - из древнегреческой мифологии. Царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осужден на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался с нее. И Сизиф вновь принимался за свою работу.
Фразеологизм «Прокрустово ложе» пришел в нашу речь из мифологии. Давным-давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Разбойник подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа. Одно большое , второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и, чтобы путник точно соответствовал размеру кровати, бил их молотом и растягивал суставы. А на маленькое ложе укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним также, как тот поступал со своими пленными. Выражение «прокрустово ложе» означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
Ма́нна небесная - согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после исхода из Египта. Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град.Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?) , Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу» . Евреи и прозвали этот хлеб манною. Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их путешествия каждый день, кроме субботы. Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.
Практические исследования Общаясь с местными жителями, мне удалось выяснить, что существуют фразеологизмы, которые употребляются только в нашей местности. Недалеко от нашего села расположено с. Токмаково . Там, в овраге, бьет мощный родник. Вода в нем чистейшая. Сюда приезжают , чтобы набрать воды, окунуться в источнике. Многие вглядываются в бездонную глубь родника . Что хотят увидеть в нем? Моя бабушка Антонина Ивановна рассказывала , что родник этот необычный . « Что ты смотришь как в Токмаковский родник» так говорят , когда человек пристально смотрит в одну точку, желая что-то вспомнить , увидеть.
В словаре В.И.Даля мне удалось найти не менее интересный материал: Макар- прозвище рязанцев, особенно кадомцев, будто по словам Петра 1, встретившего там трех Макаров сряду и сказавшего шутя: будьте ж вы все Макары! Это лучшие рыболовы и целовальники, почему откупщиков , и вообще плутов зовут Макарами. Подпустить макарку – сплутовать. Я тебя туда спроважу, куда Макар телят не гонял! Если опираться на это толкование, то можно предположить , что это наши кадомские фразеологизмы.
Проведение анкетирования учащихся
Цель опроса – выяснить, что знают школьники о фразеологизмах, понимают ли из значения; определить, какое место занимают фразеологизмы в речи учащихся. 85% опрошенных учащихся знают, что такое фразеологизмы и 98% дали правильное определение термина; 80% используют фразеологизмы в своей речи ; 80% считает фразеологизмы ярким выразительным средством речи и убеждены, что фразеологизмы обогащают наш язык и речь человека; правильно истолковали фразеологизм «Держать камень за пазухой»- 35%, «Делу время - потехе час»- 60% «Стоять как вкопанный» -73%, «На лбу (лице) написано» - 48%, «Положить в долгий ящик» - 68%; К сожалению, всего 25% школьников имеют сведения о происхождении фразеологических оборотов. Результаты опроса учащихся свидетельствуют о том, что тема «Фразеологизмы, их значение и происхождение» является для большинства школьников достаточно понятной и интересной, но требует дальнейшего изучения.
Список использованной литературы 1. В.М. Мокиенко «Загадки русской фразеологии», М., ''Высшая школа'', 1990. 2. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А.Теленкова «Современный русский язык», М., «Айрис - Пресс», 2002. 3. Интернет ресурсы. 4. Большой иллюстрированный словарь русского языка: современное написание:ок.1500ил./В.И.Даль - М.: Астрель: АСТ:Хранитель,2006.
Приложения Вопросы анкеты для учащихся 1) знаешь ли ты, что такое фразеологизмы? 2) используешь ли ты фразеологизмы в своей речи? 3) выбери один из ответов: - фразеологизмы – это те фразы, которыми мы говорим в обычной речи - фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение - фразеологизмы – это выражения, дословно переведённые с иностранного языка на русский 4) объясни значения следующих фразеологизмов: «Делу время – потехе час» «Держать камень за пазухой» «На лбу (лице) написано» «Стоять как вкопанный» «Положить в долгий ящик» 5) считаешь ли ты, что фразеологизмы обогащают речь, делают её ярче и выразительнее? 6) знаешь ли ты, как появляются фразеологизмы?