Просмотр содержимого документа
«Презентация " ФУНКЦИИ СЕМЬИ "»
Функции семьи
- Как вы считаете, какие функции выполняет семья?
Функции семьи
- Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия .
Репродуктивная
- функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Хозяйственно-экономическая функция
охватывает различные аспекты семейных отношений:
- ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;
- организацию семейного потребления
- проблему распределения домашнего труда;
- поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами .
Эмоционально-психологическая функция -
- семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
- создает чувство безопасности и психологического комфорта,
- обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса
Рекреационная функция
- включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.
Социально-статусная функция
- семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества
3. Гендерное поведение
Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род):
- во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями),
- во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендерное поведение
- Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли ,
т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида . Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения
Вопросы классу:
- Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время).
- Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему?
воспитательная функция
- новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей
4. Стили воспитания
диктат
сотрудничество
опека
невмешательство
Стили воспитания
- Диктат в семье характеризуется:
- стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
- Инициатива детей всячески пресекается.
- Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
- Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Стили воспитания
Опека в семье — это система отношений, при которых:
- родители, обеспечивая удовлетворение потребностей,
- ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
- родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
- Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе
Стили воспитания
- Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
- признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
- Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию
Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
- стремлением старших установить теплые отношения с младшими,
- привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
- Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими;
- в младших ценится как послушание, так и независимость.
- Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
Кризис семьи проявляется:
- в росте числа разводов;
- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
- во взаимном отчуждении членов семьи;
- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
- в увеличении числа неполных семей.
Гражданский брак:
- Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков , то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
- Кто и почему вступает в гражданский брак?
- Когда такой брак уместен?
- Каковы издержки такой формы брачного союза?
Гражданский брак: за или против?
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)
- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.
- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
- Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.
Отрицательные стороны гражданского брака
- Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
- Они лишены определенного социального статуса.
- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
- Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
- В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей
Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.
- Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Вопросы для закрепления:
- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
- Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Литература:
Боголюбов Л.Н.
Обществознание. Профильный уровень. 10 класс. -М.: Просвещение, 2011.
Сорокина Е.Н.
Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. –М.: ВАКО, 2008.- 512 с.