СЛАЙД 1
Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа «Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте»
Формирование у обучающихся «умения учиться» возможно лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. В связи с этим новое звучание получает проблема активизации познавательной деятельности и формирования мыслительной самостоятельности школьников, а точнее проблема формирования познавательных универсальных учебных действий. Под познавательными УУД понимается система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Всеми исследователями признаётся, что одним из способов решения проблемы формирования познавательных УУД в начальной школе является поэтапное формирование познавательных действий, а одним из методов формирования познавательных УУД является игровое обучение.
СЛАЙД 2,3,4,
Цель исследования определить педагогические условия, при которых дидактическая игра станет эффективным средством формирования познавательных УУД у младших школьников.
СЛАЙД 5
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование в процессе обучения комплекса дидактических игр;
- поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;
- применение системы поощрений.
Наша выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
СЛАЙД 6
В первой главе «Психолого-педагогические основы формирования познавательных способностей в ходе обучения грамоте у младших школьников посредством дидактической игры» мы рассмотрели особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и возможности игровых технологий для формирования универсальных учебных действий.
СЛАЙД 7
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий являются умения, представленные в таблице (на слайде).
СЛАЙД 8
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена Опытно-экспериментальной работе по развитию познавательных способностей в ходе обучения грамоте у младших школьников через дидактическую игру.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Пригородной СОШ» г. Ульяновска, в нем участвовали ученики 1 «Б» класса, в количестве 17 человек.
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе изучался уровень развития познавательного интереса первоклассников; 2 этап был направлен на экспериментальное апробирование игровых методов, используемых при обучении грамоте. На заключительном, 3 этапе оценивалась эффективность мероприятий.
СЛАЙД 9
С целью определения уровня сформированности познавательных УУД первоклассников мы использовали наблюдение и диагностические методики (перечень на слайде).
СЛАЙД 10
Из диаграммы мы видим, что общий уровень сформированности познавательных УУД в классе средний.
Диагностика показала, что обучающиеся испытывают затруднения в выделении и формулировании познавательных целей (29%), не могут ответить на простые вопросы (43%), самостоятельно сформулировать и задать вопрос (35%), провести рефлексию способов и условий действий (41%). У многих учеников класса не сформированы навыки подробного пересказа (18%) или имеются затруднения в подробном пересказе (64%).
СЛАЙД 11
На основании полученных данных нами были определены структура и содержание формирующего эксперимента: при проведении уроков обучения грамоте мы использовали комплекс дидактических игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся и формирования познавательных универсальных учебных действий, а также соблюдали следующие педагогические условия:
- поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;
- применение системы поощрений.
СЛАЙД 12
В конце эксперимента мы также провели анализ сформированности познавательных УУД первоклассников и проследили динамику.
Общий уровень сформированности познавательных УУД в классе существенно повысился.
Диагностика показала, что количество обучающиеся, испытывающих затруднения в выделении и формулировании познавательных целей, уменьшилось и составляет 12% (2 человека вместо 5); в проведении рефлексии способов и условий действий также с 41% до 35%.
Отрадно, что на конец эксперимента только два ученика класса имеют низкий уровень
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии.
СЛАЙД 13
Мы выяснили, что использование дидактических игр в период обучения грамоте является наиболее эффективным средством повышения не только качества знаний учащихся, но и средством формирования познавательной активности и познавательных универсальных учебных действий.
В ходе эксперимента были реализованы педагогические условия, которые способствовали более эффективному повышению качества знаний учащихся. Было замечено, что дети стали активнее отвечать на вопросы, самостоятельнее выполнять задания и упражнения, проявляли инициативу и заинтересованность. А данные, полученные с помощью листов наблюдений и диагностических методик, показывают динамику сформированности познавательных УУД.
Таким образом, задачи исследования выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.
СЛАЙД 14
Спасибо за внимание!