История развития решений квадратных уравнений
«Город – единство не похожих»
Аристотель
«Число выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково»
Д.И.Менделеев
Древний Египет
Найти стороны поля, имеющего форму прямоугольника, если его площадь 12 , а
Рассмотрим эту задачу.
- Пусть х – длина поля, тогда – его ширина,
- – его площадь.
- Составим квадратное уравнение:
- .
- В папирусе дано правило его решения : «Разделим 12 на ».
- 12: .
- Итак, .
- «Длина поля равна 4», - указано в папирусе.
- Приведенное квадратное уравнение
- +
- где – любые действительные числа .
В одной из вавилонских задач так же требовалось определить длину прямоугольного поля ( обозначим ее ) и его ширину ().
Сложив длину и две ширины прямоугольного поля, получишь 14, а площадь поля 24. Найти его стороны .
Составим систему уравнений:
Отсюда получаем квадратное уравнение .
Для его решения прибавим к выражению некоторое число,
чтобы получить полный квадрат:
7
=0 или
Следовательно, .
Вообще же квадратное уравнение
Имеет два корня:
откуда
Древняя Греция
- ДИОФАНТ
- Древнегреческий математик, живший предположительно в III веке до н. э. Автор «Арифметики» — книги, посвящённой решению алгебраических уравнений.
- В наше время под «диофантовыми уравнениями» обычно понимают уравнения с целыми коэффициентами, решения которых требуется найти среди целых чисел. Диофант также одним из первых развивал математические обозначения.
«Найдите два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение 96».
Одно из чисел будет больше половины их суммы, то есть 10+, другое же меньше, то есть 10-.
Отсюда уравнение ()()=96
=96
=0.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Приведем одну из задач знаменитого
индийского математика XII века Бхаскары:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
- Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.
- Соответствующее решение уравнения
- Бхаскара записывает в виде и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляем к обеим частям 32 2 , получая
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ВОСТОК
«АЛЬ-ДЖЕБР» – ВОССТАНОВЛЕНИЕМ - АЛЬ-ХОРЕЗМИ НАЗЫВАЛ ОПЕРАЦИЮ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ОБЕИХ ЧАСТЕЙ УРАВНЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПУТЕМ ДОБАВЛЕНИЯ РАВНЫХ ЧЛЕНОВ, НО ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПО ЗНАКУ.
«АЛЬ-МУКАБАЛА» – ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – СОКРАЩЕНИЕ В ЧАСТЯХ УРАВНЕНИЯ ОДИНАКОВЫХ ЧЛЕНОВ.
ПРАВИЛО «АЛЬ-ДЖЕБР»
ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЯ
ЕСЛИ В ЧАСТИ ОДНОЙ,
БЕЗРАЗЛИЧНО КАКОЙ,
ВСТРЕТИТСЯ ЧЛЕН ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ,
МЫ К ОБЕИМ ЧАСТЯМ
РАВНЫЙ ЧЛЕН ПРИДАДИМ,
ТОЛЬКО С ЗНАКОМ ДРУГИМ,
И НАЙДЕМ РЕЗУЛЬТАТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ.
1) квадраты равны корням, то есть ;
2)квадраты равны числу, то есть ;
3)корни равны числу, то есть ;
4)квадраты и числа равны корням, т. е. ;
5)квадраты и корни равны числу, т. е. ;
6)корни и числа равны квадратам, т. е. .
Задача . Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень.
Решение . Разделим пополам число корней – получишь 5, умножь 5 на само себя,
от произведения отними 21, останется 4.
Извлеки корень из 4 – получишь 2.
Отними 2 от 5 – получишь 3, это и будет искомый корень. Или же прибавь к 5, что даст 7, это тоже есть корень.
Фибоначчи родился в итальянском торговом центре городе Пиза, предположительно в 1170-е годы. . В 1192 году он был назначен представлять пизанскую торговую колонию в Северной Африке . По желанию отца, он переехал в Алжир и изучал там математику. В 1200 году Леонардо вернулся в Пизу и принялся за написание своего первого труда «Книги абака» [ . По словам историка математики А. П. Юшкевича Книга абака“ резко возвышается над европейской арифметико-алгебраической литературой XII—XIV веков разнообразием и силой методов, богатством задач, доказательностью изложения… Последующие математики широко черпали из неё как задачи, так и приёмы их решения ».
Знаменитый немецкий математик, протестантский пастор. В 1544 году Штифель первым в Европе сформулировал правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду. Он занимался изучением арифметической и геометрической прогрессий, систематически сравнивал действия над членами обеих сопоставляемых прогрессий и вводил дробные и отрицательные показатели степени. Штифель первым из математиков рассматривал отрицательные числа как числа, меньшие нуля, и одним из первых ввел знак корня с целым показателем, круглые скобки и символы для многих неизвестных. Его идеями пользовался при изобретении логарифмов Джон Непер.
,
1, .
,
1, .
(х+½ -1)(х+½ +1)
Построим график функции
- Графиком является парабола, ветви которой направлены вверх, так как
2) Координаты вершины параболы
3)
-2
-2
-1
-1
1
-
-
-1
-1
0
0
-
1
1
1
У. Соейр говорил :
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решать одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различных задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт».
«Город – единство не похожих»
Аристотель
«Число выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково»
Д.И.Менделеев