СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методической разработке "Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет опыт учителя по организации проектной деятельности учащихся на ступени основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методической разработке "Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)»

Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС) Методическая разработка Деревягиной Ольги Александровны учителя истории и обществознания МОУ «Лицей №1» г. Воркуты

Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)

Методическая разработка

Деревягиной Ольги Александровны

учителя истории и обществознания

МОУ «Лицей №1» г. Воркуты

Аннотация Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)» посвящена организации проектной деятельности учащихся. Освещает основные этапы организации, их содержание, критерии. Методическая разработка адресована учителям истории.

Аннотация

  • Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)» посвящена организации проектной деятельности учащихся. Освещает основные этапы организации, их содержание, критерии. Методическая разработка адресована учителям истории.
Актуальность: проектная деятельность учащихся обеспечивает реализацию системно – деятельностного подхода – основы ФГОС; приобретение учащимися «опыта деятельности» – один из основных апектов современного обучения и воспитания.

Актуальность:

  • проектная деятельность учащихся обеспечивает реализацию системно – деятельностного подхода – основы ФГОС;
  • приобретение учащимися «опыта деятельности» – один из основных апектов современного обучения и воспитания.
Цель методической разработки: раскрыть опыт использования проектной технологии на уроках истории.

Цель методической разработки:

раскрыть опыт использования проектной технологии на уроках истории.

Задачи методической разработки в том, чтобы определить: место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса; цели уроков проектной деятельности; оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность; дать характеристику технологической карты уроков; дать характеристику методическим рекомендациям, составленным учителем для учащихся.

Задачи методической разработки в том, чтобы определить:

  • место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса;
  • цели уроков проектной деятельности;
  • оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность;
  • дать характеристику технологической карты уроков;
  • дать характеристику методическим рекомендациям, составленным учителем для учащихся.
1) место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса: в тематическом планировании курса истории России в 6 классе учителем предусмотрено 4 часа для проектной деятельности учащихся. Эти часы выделены в рамках учебной деятельности в IV четверти.

1) место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса:

в тематическом планировании курса истории России в 6 классе учителем предусмотрено 4 часа для проектной деятельности учащихся. Эти часы выделены в рамках учебной деятельности в IV четверти.

2) цели уроков проектной деятельности:   По целеполаганию это уроки «открытия» нового знания. Они объединяются триединой целью : Предметная цель : получить новые знания по истории России средневековья в рамках предложенных учителем тем проектов, расширить знания программного материала, развивать навыки поисковой деятельности в рамках проекта. Метапредметная цель : создать условия для развития УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)  Личностная цель : развитие интереса к изучению истории Отечества, усиление мотивации к ученью, нравственная оценка изученного материала, развитие личностных способностей и одарённости.

2) цели уроков проектной деятельности:

  • По целеполаганию это уроки «открытия» нового знания.
  • Они объединяются триединой целью :

Предметная цель : получить новые знания по истории России средневековья в рамках предложенных учителем тем проектов, расширить знания программного материала, развивать навыки поисковой деятельности в рамках проекта.

Метапредметная цель : создать условия для развития УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Личностная цель : развитие интереса к изучению истории Отечества, усиление мотивации к ученью, нравственная оценка изученного материала, развитие личностных способностей и одарённости.

 3) оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность:   История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях/ (Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов); под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. Методические рекомендации к работе над проектом составленные учителем для организации самостоятельной работы учащихся.  ПК, медиапроектор, принтер.

3) оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность:

  • История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях/ (Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов); под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016.
  • Методические рекомендации к работе над проектом составленные учителем для организации самостоятельной работы учащихся.
  • ПК, медиапроектор, принтер.

4) характеристика технологической карты уроков : ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Этапы

Педагогические задачи

Подготовительный

Средства обучения

Мотивация, определения темы и целей проекта.

Организационные формы и методы

Методические рекомендации учителя, презентация, методическое пособие

Деятельность педагога

Беседа.

Деятельность учащихся

 

- знакомит со смыслом проектного подхода, с требованиями к проекту, с технологией проектирования

- получают информацию

- помогает выбрать тему и определить проблему.

Результаты, выход этапа

- формируют группы.

Создан положительный настрой

Сформированы группы.

- определяются с темой.

-формулируют проблему проекта.

Распределены роли: координатор, участники.

 

Сформулированы цели и задачи

 

Задачи этапа:

1. Объяснить учащимся, что такое проект.

2. Организовать деление на группы (по 3-4 учащихся) и распределение ролей в группе (координатор, участники).

3. Координатор отвечает за работу группы, за составление отчёта (портфолио и презентация).

4. Участники группы участвуют в выборе темы, формулировке проблемы, цели и задач, выбирают задачу и самостоятельно работают над её разрешением, составляют текстовой отчет по своей работе в виде сообщения (глава портфолио) и формируют 1 слайд, иллюстрирующий сообщение. Данный материал они передают координатору для составления отчёта – портфолио и презентации.

5. Группы выбирают тему и после объяснения учителя формулируют проблему, цель и предполагаемые задачи работы (по количеству участников группы).

4 ) характеристика технологической карты уроков: ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование

Обучение планированию

Методические рекомендации учителя

- работа в группах

- «Мозговой штурм»

-помогает сформулировать проблему и цели проекта, определить задачи работы

-предлагает идеи, высказывает предложения;

- заполнения листа «Цели и задачи проекта»

- вырабатывают план действий: подбор литературы, индивидуальная работа над главами, работа над текстом проекта и презентацией.

Создан план работы над проектом

- определяют сроки и консультации с учителем.

- беседа.

- знакомит с этапами индивидуальной и групповой работы над проектом

-знакомит с процедурой защиты, с критериями оценивания проекта.

 

Обсуждена форма отчета – портфолио и презентация.

Определены оптимальные способы сбора информации. способы обработки и представления: тестовой отчёт по критериям, презентация и очная защита.

Задачи этапа:

  • Объяснить, что план – это последовательность действий, каков объём работы над проектом и какими могут быть действия в проекте и предоставить учащимся самостоятельно составить последовательность.
  • Объяснить процедуру защиты.
  • Провести консультирование по группам.

4 ) характеристика технологической карты уроков : ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Поисково-исследовательский

Формирование навыков сбора и обработки информации

Формирование навыков работы в сотрудничестве, навыков общения

Методические рекомендации учителя

- Индивидуальная форма работы

 

- консультирует

- советует

- отбор информации;

- составляют текстовой отчет и презентацию;

- наблюдает

Составлен отчёт: портфолио и презентация.

Выявлены проблемы и сформулированы методы по их решению.

- помогает выстроить сотрудничество,

- корректируют и структурируют материал,

-консультируются -анализируют материал

- уточняет требования;

-организует предварительный просмотр материала : посредством Интернет (электронный журнал, или соцсети), в ходе индивидуальной консультации.

- определяют проблемы

- делают выводы, аргументируют

 

Задачи этапа:

  • Это этап самостоятельной работы учащихся над задачами, составление отчётов.
  • Учитель индивидуально консультирует учащихся. Это могут быть очные консультации и консультирование посредством Интернет (электронный журнал, соцсети).

4 ) характеристика технологической карты уроков : ЭТАП ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

Защита проекта.

Развитие умения формулировать мысли и составлять письменный отчет о работе над проектом по заданному алгоритму .

Методические рекомендации по структуре отчёта.

Развитие коммуникативных способностей.

- защита проекта на уроке с учетом регламента.

Формирование умения защищать свой проект в ходе публичного выступления.

Ознакомление с

правилами публичного выступления.

- наблюдает,

- советует

- выступают с отчётом;

- обсуждают

- знакомит с правилами публичного выступления

Составлены портфолио и презентация.

Проведена устная защита с демонстрацией презентации.

- отвечают на вопросы слушателей.

- организует процедуру защиты и обсуждения проекта.

- слушает

Проведено обсуждение: внешняя (оформление согласно критериям) и внутренняя (содержание) критика работы, ответ на вопросы слушателей.

- задает вопросы.

 

Задачи этапа :

  • Организовать защиту проекта : вспомнить критерии (взаимоинстркутаж учащихся по методическим рекомендациям учителя ), распечатать текстовой вариант портфолио, показ презентации.
  • Этот этап работы сочетается с этапом оценки результатов (смотрите следующий слайд)
4 ) характеристика технологической карты уроков : ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Оценка результатов и процесса Развитие рефлексивных навыков, навыков самооценки и взаимооценки. Методические рекомендации с критериями оценивания. Самоконтроль. - фронтальная беседа.   - Оценивает качество проектов, деятельность учащихся . - Участвуют в оценке других - Осуществляют самооценку, Оценка в баллах, качественная оценка, самооценка процесса и результата; рейтинг проектов (если защищалось несколько работ) - Обсуждают    Задачи этапа: После защиты организовать обсуждение : во-первых, учащиеся – слушатели задают уточняющие вопросы по содержанию, во-вторых, обсуждают ход защиты согласно критериям («внутренняя» и «внешняя» критика) Учитель подводит итог обсуждению и выставляет отметки, согласно критериям и с учётом мнения слушателей и координатора (вклад участников группы в работу над проектом)

4 ) характеристика технологической карты уроков : ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка результатов и процесса

Развитие рефлексивных навыков, навыков самооценки и взаимооценки.

Методические рекомендации с критериями оценивания.

Самоконтроль.

- фронтальная беседа.

 

- Оценивает качество проектов, деятельность учащихся .

- Участвуют в оценке других

- Осуществляют самооценку,

Оценка в баллах, качественная оценка, самооценка процесса и результата; рейтинг проектов (если защищалось несколько работ)

- Обсуждают

 

Задачи этапа:

  • После защиты организовать обсуждение : во-первых, учащиеся – слушатели задают уточняющие вопросы по содержанию, во-вторых, обсуждают ход защиты согласно критериям («внутренняя» и «внешняя» критика)
  • Учитель подводит итог обсуждению и выставляет отметки, согласно критериям и с учётом мнения слушателей и координатора (вклад участников группы в работу над проектом)
5) характеристика методических рекомендаций, составленных учителем для учащихся.   Методические рекомендации*, составленные учителем с целью организации самостоятельной работы учащихся и работы в группах, они содержат следующие разделы: Темы проектов. Описание основных аспектов проектной работы: этапы; структура портфолио и описание его структурных единиц; образцы оформления: титульного листа, оглавления; список рекомендуемой литературы и интернет – ресурсов; критерии оценивания. * методические рекомендации рассылаются посредством электронного журнала https://giseo.rkomi.ru/ )

5) характеристика методических рекомендаций, составленных учителем для учащихся.

Методические рекомендации*, составленные учителем с целью организации самостоятельной работы учащихся и работы в группах, они содержат следующие разделы:

  • Темы проектов.
  • Описание основных аспектов проектной работы: этапы; структура портфолио и описание его структурных единиц; образцы оформления: титульного листа, оглавления; список рекомендуемой литературы и интернет – ресурсов; критерии оценивания.

* методические рекомендации рассылаются посредством электронного журнала https://giseo.rkomi.ru/ )

Рекомендации учащимся к написанию введения (извлечение из методических рекомендаций, составленных учителем): Во введении пишем об актуальности, формулируем проблему, цель, задачи, краткий перечень использованных источников и литературы. - Актуальность: отвечаем на вопрос: почему избрана данная тема. - Проблема – это  вопрос, не имеющий однозначного решения, формулируется с помощью конструкции «Почему….», «Для чего….», «С какой целью….» и т.д. - Цель : результат, к которому вы предполагаете прийти в итоге вашей работы. - Задачи: конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы достичь цели работы; участники проекта распределяют задачи, и каждый работает над своей задачей. - Краткое перечисление использованных источников и литературы – что прочитано и использовано в ходе работы

Рекомендации учащимся к написанию введения (извлечение из методических рекомендаций, составленных учителем):

  • Во введении пишем об актуальности, формулируем проблему, цель, задачи, краткий перечень использованных источников и литературы.
  • - Актуальность: отвечаем на вопрос: почему избрана данная тема.
  • - Проблема – это вопрос, не имеющий однозначного решения, формулируется с помощью конструкции «Почему….», «Для чего….», «С какой целью….» и т.д.
  • - Цель : результат, к которому вы предполагаете прийти в итоге вашей работы.
  • - Задачи: конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы достичь цели работы; участники проекта распределяют задачи, и каждый работает над своей задачей.
  • - Краткое перечисление использованных источников и литературы – что прочитано и использовано в ходе работы
Темы проектных работ. 6 класс.*     Место и роль Руси в Европе. 2. Южные и юго –западные русские княжества. 3. Батыево нашествие на Русь. 4. Эпоха Куликовской битвы. 5. Иван III Великий. 6. Русская православная церковь в XV - XVI в. в. 7. Человек в российском государстве второй половины XV века. *Данный список может быть дополнен темами из учебника Истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 117 – 118.

Темы проектных работ. 6 класс.*

 

  • Место и роль Руси в Европе.

2. Южные и юго –западные русские княжества.

3. Батыево нашествие на Русь.

4. Эпоха Куликовской битвы.

5. Иван III Великий.

6. Русская православная церковь в XV - XVI в. в.

7. Человек в российском государстве второй половины XV века.

*Данный список может быть дополнен темами из учебника Истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 117 – 118.

Рекомендуемый список литературы и интернет - ресурсов.   1. Карамзин Н. М. Предание веков.- любое издание. 2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- любое издание 3. Буганов В.И. Куликовская битва.- М.. 1984 4. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины.- М.,2006 5. Энциклопедия Аванта+, т.1 6. Официальный исторический сайт : http://history.sip-projects.com   *Данный список может быть дополнен литературой и интерне – ресурсами из учебника истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 126.

Рекомендуемый список литературы и интернет - ресурсов.

1. Карамзин Н. М. Предание веков.- любое издание.

2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- любое издание

3. Буганов В.И. Куликовская битва.- М.. 1984

4. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины.- М.,2006

5. Энциклопедия Аванта+, т.1

6. Официальный исторический сайт : http://history.sip-projects.com

 

*Данный список может быть дополнен литературой и интерне – ресурсами из учебника истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 126.

Критерии оценивания проекта:   Оформление портфолио: оформлено в соответствии с указанными требованиями. II. Оформление презентации: презентация содержит текстовой и иллюстративный материал, соответствующий содержанию портфолио, во время защиты проекта презентация использовалась для иллюстрации сообщений по главам. III. Содержание: соответствие теме и задачам; полнота исторического материала (даты, понятия, деятели); использованные источники и литература, оригинальность и самостоятельность создания. IV. Защита: - знание материала - использование презентации - грамотная устная речь - артистичность

Критерии оценивания проекта:

 

  • Оформление портфолио: оформлено в соответствии с указанными требованиями.

II. Оформление презентации: презентация содержит текстовой и иллюстративный материал, соответствующий содержанию портфолио, во время защиты проекта презентация использовалась для иллюстрации сообщений по главам.

III. Содержание: соответствие теме и задачам; полнота исторического материала (даты, понятия, деятели); использованные источники и литература, оригинальность и самостоятельность создания.

IV. Защита:

- знание материала

- использование презентации

- грамотная устная речь

- артистичность

Критерии отметки за проект:    каждый учащийся получает 4 отметки согласно критериям;  при оценивании учитывается мнение класса и мнение координатора проекта;  координатор проекта получает дополнительную отметку за организацию работы в группе, за формирование портфолио и умение организовать сотрудничество в группе и с учителем. «5» Портфолио, презентация и защита соответствуют критериям. Работа самостоятельна и оригинальна. Участники проекта ответили на дополнительные вопросы, их работа при обсуждении получила положительные отзывы учащихся класса. «4» При оформлении и защите допущены неточности и ошибки, которые в целом не искажают содержания и принципов работы. Работа самостоятельна и оригинальна. «3» При оформлении и защите допущены ошибки, которые в целом искажают содержания и принципов работы, однако, в целом работа выполнена. Работа неоригинальна (использованы работы из Интернет) «2» Отсутствуют части работы, тема не раскрыта, содержание не соответствует теме и задачам, учащийся недобросовестно работал в группе по созданию проекта.

Критерии отметки за проект:

  • каждый учащийся получает 4 отметки согласно критериям;
  • при оценивании учитывается мнение класса и мнение координатора проекта;
  • координатор проекта получает дополнительную отметку за организацию работы в группе, за формирование портфолио и умение организовать сотрудничество в группе и с учителем.

«5»

Портфолио, презентация и защита соответствуют критериям. Работа самостоятельна и оригинальна. Участники проекта ответили на дополнительные вопросы, их работа при обсуждении получила положительные отзывы учащихся класса.

«4»

При оформлении и защите допущены неточности и ошибки, которые в целом не искажают содержания и принципов работы. Работа самостоятельна и оригинальна.

«3»

При оформлении и защите допущены ошибки, которые в целом искажают содержания и принципов работы, однако, в целом работа выполнена. Работа неоригинальна (использованы работы из Интернет)

«2»

Отсутствуют части работы, тема не раскрыта, содержание не соответствует теме и задачам, учащийся недобросовестно работал в группе по созданию проекта.

Результативность проектной деятельности учащихся 6А класса 1. Уроки проектной деятельности проходили 10,12,17,19 мая. 2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая. Качество по критериям составляет: I критерий: защита – 77,7% II критерий : содержание сообщения – 88,8%  III критерий – оформление портфолио – 83%  IV критерий – презентация – 77,7%. 4. Дети класса очень активно участвовали в обсуждении проектов, задавали вопросы, высказали желание поработать над проектами по обществознанию.

Результативность проектной деятельности учащихся 6А класса

1. Уроки проектной деятельности проходили 10,12,17,19 мая.

2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая.

  • Качество по критериям составляет:

I критерий: защита – 77,7%

II критерий : содержание сообщения – 88,8%

III критерий – оформление портфолио – 83%

IV критерий – презентация – 77,7%.

4. Дети класса очень активно участвовали в обсуждении проектов, задавали вопросы, высказали желание поработать над проектами по обществознанию.

Результативность проектной деятельности учащихся 6б класса 1. Уроки проектной деятельности проходили 10,13,17,20 мая. 2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая. Качество по критериям составляет: I критерий: защита – 77,7% II критерий : содержание сообщения – 88,8%  III критерий – оформление портфолио – 83%  IV критерий – презентация – 77,7%. 4. Уроки проходили с высоким уровнем активности и заинтересованности детей.

Результативность проектной деятельности учащихся 6б класса

1. Уроки проектной деятельности проходили 10,13,17,20 мая.

2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая.

  • Качество по критериям составляет:

I критерий: защита – 77,7%

II критерий : содержание сообщения – 88,8%

III критерий – оформление портфолио – 83%

IV критерий – презентация – 77,7%.

4. Уроки проходили с высоким уровнем активности и заинтересованности детей.

Заключение  Проектная технология позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода. Учащиеся получают опыт: - целеполагания, - планирования, - коррекции деятельности, - управления поведением партнёра, - разрешения возможных противоречий в процессе работы; - постановки вопросов; - публичного выступления; - анализа и синтеза исторического материала; в работе учащиеся активно используют ИКТ.  !  Следует отметить особую атмосферу урока и желание детей проявить себя.  Приведённая результативность подтверждает, что выбор проектной технологии, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся, что позволит воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за свои действия.

Заключение

Проектная технология позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода. Учащиеся получают опыт:

- целеполагания,

- планирования,

- коррекции деятельности,

- управления поведением партнёра,

- разрешения возможных противоречий в процессе работы;

- постановки вопросов;

- публичного выступления;

- анализа и синтеза исторического материала;

  • в работе учащиеся активно используют ИКТ.

! Следует отметить особую атмосферу урока и желание детей проявить себя.

Приведённая результативность подтверждает, что выбор проектной технологии, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся, что позволит воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за свои действия.

Список использованной литературы.   1. Саплина Е.В. Проектная деятельность//Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. - М.: «Русское слово», 2007. 2. Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко – педагогический анализ// http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf

Список использованной литературы.

1. Саплина Е.В. Проектная деятельность//Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. - М.: «Русское слово», 2007.

2. Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко – педагогический анализ// http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!