Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)
Методическая разработка
Деревягиной Ольги Александровны
учителя истории и обществознания
МОУ «Лицей №1» г. Воркуты
Аннотация
- Методическая разработка «Проектная деятельность учащихся на уроках истории России в 6 классе (ФГОС)» посвящена организации проектной деятельности учащихся. Освещает основные этапы организации, их содержание, критерии. Методическая разработка адресована учителям истории.
Актуальность:
- проектная деятельность учащихся обеспечивает реализацию системно – деятельностного подхода – основы ФГОС;
- приобретение учащимися «опыта деятельности» – один из основных апектов современного обучения и воспитания.
Цель методической разработки:
раскрыть опыт использования проектной технологии на уроках истории.
Задачи методической разработки в том, чтобы определить:
- место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса;
- цели уроков проектной деятельности;
- оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность;
- дать характеристику технологической карты уроков;
- дать характеристику методическим рекомендациям, составленным учителем для учащихся.
1) место уроков проектной деятельности в тематическом планировании для 6 класса:
в тематическом планировании курса истории России в 6 классе учителем предусмотрено 4 часа для проектной деятельности учащихся. Эти часы выделены в рамках учебной деятельности в IV четверти.
2) цели уроков проектной деятельности:
- По целеполаганию это уроки «открытия» нового знания.
- Они объединяются триединой целью :
Предметная цель : получить новые знания по истории России средневековья в рамках предложенных учителем тем проектов, расширить знания программного материала, развивать навыки поисковой деятельности в рамках проекта.
Метапредметная цель : создать условия для развития УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
Личностная цель : развитие интереса к изучению истории Отечества, усиление мотивации к ученью, нравственная оценка изученного материала, развитие личностных способностей и одарённости.
3) оборудование, которое поможет организовать проектную деятельность:
- История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях/ (Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов); под ред. А. В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016.
- Методические рекомендации к работе над проектом составленные учителем для организации самостоятельной работы учащихся.
- ПК, медиапроектор, принтер.
4) характеристика технологической карты уроков : ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Этапы
Педагогические задачи
Подготовительный
Средства обучения
Мотивация, определения темы и целей проекта.
Организационные формы и методы
Методические рекомендации учителя, презентация, методическое пособие
Деятельность педагога
Беседа.
Деятельность учащихся
- знакомит со смыслом проектного подхода, с требованиями к проекту, с технологией проектирования
- получают информацию
- помогает выбрать тему и определить проблему.
Результаты, выход этапа
- формируют группы.
Создан положительный настрой
Сформированы группы.
- определяются с темой.
-формулируют проблему проекта.
Распределены роли: координатор, участники.
Сформулированы цели и задачи
Задачи этапа:
1. Объяснить учащимся, что такое проект.
2. Организовать деление на группы (по 3-4 учащихся) и распределение ролей в группе (координатор, участники).
3. Координатор отвечает за работу группы, за составление отчёта (портфолио и презентация).
4. Участники группы участвуют в выборе темы, формулировке проблемы, цели и задач, выбирают задачу и самостоятельно работают над её разрешением, составляют текстовой отчет по своей работе в виде сообщения (глава портфолио) и формируют 1 слайд, иллюстрирующий сообщение. Данный материал они передают координатору для составления отчёта – портфолио и презентации.
5. Группы выбирают тему и после объяснения учителя формулируют проблему, цель и предполагаемые задачи работы (по количеству участников группы).
4 ) характеристика технологической карты уроков: ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование
Обучение планированию
Методические рекомендации учителя
- работа в группах
- «Мозговой штурм»
-помогает сформулировать проблему и цели проекта, определить задачи работы
-предлагает идеи, высказывает предложения;
- заполнения листа «Цели и задачи проекта»
- вырабатывают план действий: подбор литературы, индивидуальная работа над главами, работа над текстом проекта и презентацией.
Создан план работы над проектом
- определяют сроки и консультации с учителем.
- беседа.
- знакомит с этапами индивидуальной и групповой работы над проектом
-знакомит с процедурой защиты, с критериями оценивания проекта.
Обсуждена форма отчета – портфолио и презентация.
Определены оптимальные способы сбора информации. способы обработки и представления: тестовой отчёт по критериям, презентация и очная защита.
Задачи этапа:
- Объяснить, что план – это последовательность действий, каков объём работы над проектом и какими могут быть действия в проекте и предоставить учащимся самостоятельно составить последовательность.
- Объяснить процедуру защиты.
- Провести консультирование по группам.
4 ) характеристика технологической карты уроков : ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Поисково-исследовательский
Формирование навыков сбора и обработки информации
Формирование навыков работы в сотрудничестве, навыков общения
Методические рекомендации учителя
- Индивидуальная форма работы
- консультирует
- советует
- отбор информации;
- составляют текстовой отчет и презентацию;
- наблюдает
Составлен отчёт: портфолио и презентация.
Выявлены проблемы и сформулированы методы по их решению.
- помогает выстроить сотрудничество,
- корректируют и структурируют материал,
-консультируются -анализируют материал
- уточняет требования;
-организует предварительный просмотр материала : посредством Интернет (электронный журнал, или соцсети), в ходе индивидуальной консультации.
- определяют проблемы
- делают выводы, аргументируют
Задачи этапа:
- Это этап самостоятельной работы учащихся над задачами, составление отчётов.
- Учитель индивидуально консультирует учащихся. Это могут быть очные консультации и консультирование посредством Интернет (электронный журнал, соцсети).
4 ) характеристика технологической карты уроков : ЭТАП ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ
Защита проекта.
Развитие умения формулировать мысли и составлять письменный отчет о работе над проектом по заданному алгоритму .
Методические рекомендации по структуре отчёта.
Развитие коммуникативных способностей.
- защита проекта на уроке с учетом регламента.
Формирование умения защищать свой проект в ходе публичного выступления.
Ознакомление с
правилами публичного выступления.
- наблюдает,
- советует
- выступают с отчётом;
- обсуждают
- знакомит с правилами публичного выступления
Составлены портфолио и презентация.
Проведена устная защита с демонстрацией презентации.
- отвечают на вопросы слушателей.
- организует процедуру защиты и обсуждения проекта.
- слушает
Проведено обсуждение: внешняя (оформление согласно критериям) и внутренняя (содержание) критика работы, ответ на вопросы слушателей.
- задает вопросы.
Задачи этапа :
- Организовать защиту проекта : вспомнить критерии (взаимоинстркутаж учащихся по методическим рекомендациям учителя ), распечатать текстовой вариант портфолио, показ презентации.
- Этот этап работы сочетается с этапом оценки результатов (смотрите следующий слайд)
4 ) характеристика технологической карты уроков : ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка результатов и процесса
Развитие рефлексивных навыков, навыков самооценки и взаимооценки.
Методические рекомендации с критериями оценивания.
Самоконтроль.
- фронтальная беседа.
- Оценивает качество проектов, деятельность учащихся .
- Участвуют в оценке других
- Осуществляют самооценку,
Оценка в баллах, качественная оценка, самооценка процесса и результата; рейтинг проектов (если защищалось несколько работ)
- Обсуждают
Задачи этапа:
- После защиты организовать обсуждение : во-первых, учащиеся – слушатели задают уточняющие вопросы по содержанию, во-вторых, обсуждают ход защиты согласно критериям («внутренняя» и «внешняя» критика)
- Учитель подводит итог обсуждению и выставляет отметки, согласно критериям и с учётом мнения слушателей и координатора (вклад участников группы в работу над проектом)
5) характеристика методических рекомендаций, составленных учителем для учащихся.
Методические рекомендации*, составленные учителем с целью организации самостоятельной работы учащихся и работы в группах, они содержат следующие разделы:
- Темы проектов.
- Описание основных аспектов проектной работы: этапы; структура портфолио и описание его структурных единиц; образцы оформления: титульного листа, оглавления; список рекомендуемой литературы и интернет – ресурсов; критерии оценивания.
* методические рекомендации рассылаются посредством электронного журнала https://giseo.rkomi.ru/ )
Рекомендации учащимся к написанию введения (извлечение из методических рекомендаций, составленных учителем):
- Во введении пишем об актуальности, формулируем проблему, цель, задачи, краткий перечень использованных источников и литературы.
- - Актуальность: отвечаем на вопрос: почему избрана данная тема.
- - Проблема – это вопрос, не имеющий однозначного решения, формулируется с помощью конструкции «Почему….», «Для чего….», «С какой целью….» и т.д.
- - Цель : результат, к которому вы предполагаете прийти в итоге вашей работы.
- - Задачи: конкретные вопросы, на которые следует ответить, чтобы достичь цели работы; участники проекта распределяют задачи, и каждый работает над своей задачей.
- - Краткое перечисление использованных источников и литературы – что прочитано и использовано в ходе работы
Темы проектных работ. 6 класс.*
- Место и роль Руси в Европе.
2. Южные и юго –западные русские княжества.
3. Батыево нашествие на Русь.
4. Эпоха Куликовской битвы.
5. Иван III Великий.
6. Русская православная церковь в XV - XVI в. в.
7. Человек в российском государстве второй половины XV века.
*Данный список может быть дополнен темами из учебника Истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 117 – 118.
Рекомендуемый список литературы и интернет - ресурсов.
1. Карамзин Н. М. Предание веков.- любое издание.
2. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- любое издание
3. Буганов В.И. Куликовская битва.- М.. 1984
4. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины.- М.,2006
5. Энциклопедия Аванта+, т.1
6. Официальный исторический сайт : http://history.sip-projects.com
*Данный список может быть дополнен литературой и интерне – ресурсами из учебника истории России под редакцией А.В. Торкунова, часть 2, стр. 126.
Критерии оценивания проекта:
- Оформление портфолио: оформлено в соответствии с указанными требованиями.
II. Оформление презентации: презентация содержит текстовой и иллюстративный материал, соответствующий содержанию портфолио, во время защиты проекта презентация использовалась для иллюстрации сообщений по главам.
III. Содержание: соответствие теме и задачам; полнота исторического материала (даты, понятия, деятели); использованные источники и литература, оригинальность и самостоятельность создания.
IV. Защита:
- знание материала
- использование презентации
- грамотная устная речь
- артистичность
Критерии отметки за проект:
- каждый учащийся получает 4 отметки согласно критериям;
- при оценивании учитывается мнение класса и мнение координатора проекта;
- координатор проекта получает дополнительную отметку за организацию работы в группе, за формирование портфолио и умение организовать сотрудничество в группе и с учителем.
«5»
Портфолио, презентация и защита соответствуют критериям. Работа самостоятельна и оригинальна. Участники проекта ответили на дополнительные вопросы, их работа при обсуждении получила положительные отзывы учащихся класса.
«4»
При оформлении и защите допущены неточности и ошибки, которые в целом не искажают содержания и принципов работы. Работа самостоятельна и оригинальна.
«3»
При оформлении и защите допущены ошибки, которые в целом искажают содержания и принципов работы, однако, в целом работа выполнена. Работа неоригинальна (использованы работы из Интернет)
«2»
Отсутствуют части работы, тема не раскрыта, содержание не соответствует теме и задачам, учащийся недобросовестно работал в группе по созданию проекта.
Результативность проектной деятельности учащихся 6А класса
1. Уроки проектной деятельности проходили 10,12,17,19 мая.
2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая.
- Качество по критериям составляет:
I критерий: защита – 77,7%
II критерий : содержание сообщения – 88,8%
III критерий – оформление портфолио – 83%
IV критерий – презентация – 77,7%.
4. Дети класса очень активно участвовали в обсуждении проектов, задавали вопросы, высказали желание поработать над проектами по обществознанию.
Результативность проектной деятельности учащихся 6б класса
1. Уроки проектной деятельности проходили 10,13,17,20 мая.
2. Отметки за проектную деятельность выставлены в электронный журнал https://giseo.rkomi.ru / ) за 10 мая.
- Качество по критериям составляет:
I критерий: защита – 77,7%
II критерий : содержание сообщения – 88,8%
III критерий – оформление портфолио – 83%
IV критерий – презентация – 77,7%.
4. Уроки проходили с высоким уровнем активности и заинтересованности детей.
Заключение
Проектная технология позволяет в полной мере реализовать принципы системно – деятельностного подхода. Учащиеся получают опыт:
- целеполагания,
- планирования,
- коррекции деятельности,
- управления поведением партнёра,
- разрешения возможных противоречий в процессе работы;
- постановки вопросов;
- публичного выступления;
- анализа и синтеза исторического материала;
- в работе учащиеся активно используют ИКТ.
! Следует отметить особую атмосферу урока и желание детей проявить себя.
Приведённая результативность подтверждает, что выбор проектной технологии, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся, что позволит воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за свои действия.
Список использованной литературы.
1. Саплина Е.В. Проектная деятельность//Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла. - М.: «Русское слово», 2007.
2. Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко – педагогический анализ// http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/1/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!